Экологическое краеведение

Роль школьного краеведения среди преподаваемых дисциплин очень высока.

На сегодняшний день актуален и экологический аспект этого направления.

 Доступность модельного участка для школьников, где они могли бы заняться разнообразной исследовательской деятельностью, позволяет говорить о краеведении в узком смысле этого термина.

Площадка экспериментального участка Чирски Майского союза юных экологов «Ласточка», близ деревень Еремино и Кузьмино – это полуостров, образуемый рекой Многой. Он позволяет детям получить опыт геоботанического исследования на основе полученных знаний на уроках географии, ботаники и общей биологии; а возможность на этой основе проводить обобщения и сравнения дает представление о живых организмах и системах, условиях их жизни, особенностях организации как части сложного мира, что окружает нас.

Деятельность учащихся – исследовательская по способу получения информации и краеведческая – по объекту изучения: родовых поместьях, святому источнику, близлежащему храму Рождества Христова, прибывающему в настоящее время в руинах.

Работа детей на учебно-опытном участке будет служить преемственностью культур, где природная среда возрождается и развивается при участии человека и по законам природы.

Ландшафт участка имеет приподнятости и понижения, есть на нем и рукотворные кратеры-рвы. Осенью 2011 года был выкопан пруд. Он расположен близ визит-центра и вытянут с запада на восток, с неровной береговой линией, благодаря чему вода в пруду при ветрах активно перемешивается, насыщаясь кислородом. В восточной части пруд имеет глубокое дно, а в западной – мелководье. Посередине пруда небольшое заужение. Южный склон пруда более пологий, а северный – крутой, это предусмотрено для хорошего прогревания дна. Донная часть пруда глинистая, поэтому зимняя талая вода задерживается в нем наиболее длительное время.

В дальнейшем предполагается исследование водоема как объекта аквакультуры, с целью его последующего применения. При необходимости можно пополнять пруд водой и искать мелиоративно-осушительный  приток с поля.

Пейзажное оформление участка в 2 гектара – будущая лесная оранжерея, дендрарий и питомник. В нем выращиваются деревья и кустарники, «съедобный лес».

Первые посадки опытного участка были произведены осенью 2011 года. Были посажены лиственные и хвойные породы деревьев, садовые деревья. В 2012 году посажены традиционные кустарники: желтая акация, верба, бузина, смородина, калина, боярышник и орешник.

Контур извилистого берега предполагается укрепить посадками шаровидных и плакучих ив, которые еще более приукрасят ландшафт.

С высокой точки участка можно любоваться заречными далями.

Усадебная культура дает школьнику образцы художественной обработки ландшафта, учит рачительному хозяйствованию, решению важных экологических задач.

Святой источник и часовня – это объект нематериальной культуры. Он, несомненно, являет краеведческую ценность.

 

Экологическое краеведение дает свои  ценности и приоритеты, а главное – мотивы.

 Для молодого поколения полезно изучение родного края, старых усадебных парков, которые излучают какое-то особое обаяние русского природного ландшафта.

Лединина Т.Г.
 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Ксенофонтова Г. Н.,

Букровская школа, Великолукский район

В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревож­нее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной трав­ли и убийства природы, а это значит и себя.

Вот печальная статистика. По данным Всемирной организации ООН, Комиссии по окружающей среде и развитию, в настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн га плодородных земель, вырубается и погибает от пожаров и вредных воздействий 11 млн га леса, что составит за три десятилетия площадь, занимаемую, например, Индией.

Стремительно увеличивается число видов растений и живот­ных, вносимых в Красную Книгу. Ведут ее зоологи и ботаники. Это делается не только из-за любви к природе, ибо под охрану прини­маются ни одни только «полезные» виды, а все без исключения. Уменьшение разнообразия — это уменьшение устойчивости, это, в конечном итоге, деградация биосферы.

Люди становятся жертвами своих необдуманных действий. Вот лишь один факт. В мире все более возрастает число детей, рожден­ных неполноценными в силу неблагоприятных природных усло­вий, в первую очередь, из-за чрезмерного использования в с/х созданных человеком ядовитых и отравляющих веществ. Если в 1936 — 40 гг. в мире было зарегистрировано 4% рождения неполно­ценных детей по этим причинам, в 1972 г. — 6%, то уже в 1980 — 10,5%. От отравления пестицидами в мире ежегодно погибает око­ло 14 тыс. человек, а их будущее использование отрицательно ска­жется на здоровье 700 тыс. человек.

Изменяются складывавшиеся веками природные ланд­шафты, истощаются почвы, мелеют и засоляются озера...

Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим; вода, которую мы пьем; продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствует тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверен­ность в завтрашнем дне. Увы, экологическая ситуация в России на­столько тревожна и пугающа, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной катастрофе вовсе не преувеличены!» А в ответ —тишина...

Наша планета (возможно, единственная обитаемая) серьезно больна, в двери и окна дома человечества стучится беда грядущих экологических катастроф, а люди словно утратили слух: поглощен­ные кто погоней за сверхприбылью, кто поисками куска хлеба на обед, рубят лес, жгут уголь и мазут, травят пестицидами почву, уби­вают кормилицу-Землю, позабыв, что по векселям отцов придется расплачиваться детям.

Осознаем ли мы, что в мире за последние 4 столетия безвозврат­но исчезло более 60 видов млекопитающих и более 100 видов птиц? Что и озера и внутренние моря, такие, как Балтийское, Черное, Средиземное, находятся под угрозой бесконтрольного загрязнения и гибели морской фауны? Пока вы читаете эти строки, на Земле вырубили 100 га леса, а ведь лес — легкие нашей планеты. Люди так увлеклись покорением Природы, что не заметили, как в реках ста­ло меньше рыбы, а в лесах птиц и зверей. Воздух стал удушливым и грязным из-за выхлопных газов автомобилей, дыма заводов и ко­тельных. Питьевая вода потеряла свою свежесть и чистоту, стала опасной для употребления из-за насыщенности кислотами, тяже­лыми металлами, другими вредными веществами. Мы тонем в му­соре — рассаднике грязи и болезней.

Пожалуй, не найти человека, который бы сказал, что он не лю­бит природу. Но почему же тогда она пребывает в таком плачевном состоянии? Почему мы зачастую дышим загазованным сверх меры воздухом, пьем воду, содержащую множество вредных для здоровья веществ? Почему наши леса, особенно вблизи городов, захламлены так, что напоминают свалки, и с каждым годом все беднее стано­вится окружающий нас растительный и животный мир!?

Причин тут несколько, но главная все-таки — это низкая эколо­гическая культура людей.

А воспитывать человека в духе любви к природе, бережного от­ношения к ней необходимо, конечно же, с раннего возраста.

Одна из целей экологического образования школьников состо­ит в том, чтобы воспитать у каждого выпускника потребность со­знательно соблюдать нормы ответственного поведения в окружаю­щей природной среде в различных видах деятельности.

С точки зрения экологического образования важнейшим явля­ется умение учащихся оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения — двора, улицы, пришкольно­го участка, парка, леса и т. п.

Школа призвана привить молодежи умение и выработать свя­занные с ними навыки культуры поведения в природе: соблюдение правил сбора грибов, ягод, лекарственных и цветущих растений; обращение с детенышами и убежищами диких животных; разведе­ние костра в туристических походах.

Реальное значение в жизни имеет умение защищать окружаю­щую природную среду от загрязнения и разрушения. Здесь важная роль принадлежит умениям трех видов.

Первый вид умений связан с соблюдением культуры личного поведения, например, не допускать отрицательных явлений в ок­ружающей среде: вытаптывание, загрязнение бытовыми отходами, шумом и т. п.

Второй — направлен на предотвращение негативных последст­вий в природном окружении в результате поступков других людей. Например, пресечение различных видов мелкого браконьерства (незаконный сбор дикорастущих растений, ловля птиц, рыбы и т. п.), нарушение правил поведения в природной среде (поджог су­хой травы, мелкие порубки, вытаптывание и т.п.).

Третий вид умений связан с выполнением посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явле­ния. Например, тушение начинающегося пожара, спасение моло­ди рыб и других животных, попавших в беду, защита от почвенной эрозии, сбор мусора в зонах рекреаций и т. д.

В настоящее время назрела необходимость усиления практичес­кой направленности экологического воспитания школьников, привлечения их к реальным мероприятиям по сохранению родной природы.

Природоохранительная практическая работа школьников ве­дется по различным направлениям:

- защита природной среды (подкормка зверей и птиц), спасе­ние животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек, домиков для птиц, установка табличек в местах распро­странения охраняемых растений и животных;

— улучшение природной среды (посадка растений, озеленение улиц, укрепление склонов оврагов, расчистка леса или парка от сушняка);

  предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними (работа зеленых и голубых патрулей, рейды в природу);

— пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы с то­варищами, родителями, изготовление плакатов, стендов, подго­товка рекламы и антирекламы предприятий, участие в радиопере­дачах, публикация статей в газетах, проведение экологических ме­роприятий);

— сохранение и использование эстетических ценностей приро­ды (сбор природного материала, изготовление панно, поделок);

- исследование природной среды (участие в школьном эколо­гическом мониторинге, проведение исследований под руководст­вом ученых, фенологические наблюдения).

Именно исследовательская деятельность может помочь школь­никам выявить местные экологические проблемы, с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.


Проблемы экологической устойчивости жизни на земле. Материалы региональной экологической научно-практической конференции, вып. 8; Дом экологического просвещения: Великие Луки, 2003.



Майский союз юных экологов предлагает участвовать:

1. В Евро-Азиатском учете перелетных птиц




СОЮЗ ОХРАНЫ ПТИЦ РОССИИ WEB-САЙТ rbcu.ru

Сайт "Экосистема":  ecosystema.ru

(http://www.ecosystema.ru/04materials/tables/17.htm)



2. В проекте ПОУНБ «След на земле»:

http://ecology.pskovlib.ru

Участники проекта «След на земле»:

1. Государственный комитет по природопользованию и охране окружающей среды
2. Главное Государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и Государственного технического надзора Псковской области
3. Управление Росприроднадзора по Псковской области
4. Псковская природоохранная межрайонная прокуратура
5. Государственное управление образования г. Пскова
6. Псковский НИИСХ (Научно-исследовательский институт сельского хозяйства)
7. МОУ ДОД «Эколого-биологический центр»
8. Псковский сельскохозяйственный техникум
9. Псковский Государственный Педагогический Университет
10. Псковский государственный Политехнический институт
11. Школы и лицеи Псковской области

Проектные работы:

1. Дорога к святому источнику. Эскиз придорожного стенда у новообразованной свалки мусора





2. Стенд  на повороте к экспериментальному участку Майского союза юных экологов "Ласточка"