В празднование Чирской (Псковской) иконы Божией Матери 29 июля

 «В веси, нарецаемыя Чирска, в нейже

 есть церкви Рожество Господа Бога

 Спаса нашего Иисуса Христа,

в нейже бе икона...»

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой  «Чирская» (Псковская)

  Тропарь, глас 4

  Яко необоримую стену и источник чудес,

 стяжавше Тя, рабы Твои,  Богородице Пречистая,

  сопротивных ополчения низлагаем.

 Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй 

 и душам нашим велию милость.

Чирская (Явленная) икона Божией Матери

Памятники псковской книжности сохранили немало сведении о чудотворных иконах: на протяжении нескольких столетий (XII—XVII) летописи и сказания отмечают знамения, бывшие от явленных образов. Особенно часты сообщения о плачущих слезами и кровью иконах в XV веке, и в большинстве своем свидетельства касаются богородичных икон - «в Чирсках» и «на Камне на Ожере» (1420), «за Коложею на Каменном озере» («Знамение», 1426 или 1425), в Зряковичах (1455), в Елеазаровском монастыре («Цареградская», 1458).

 Повесть о знамении от иконы Богородицы Чирской с похвалой

  Месяца июля въ 16 [день] по Бозе знамение бывше от иконы Пречистыа Владычица нашеа Богородицы и Приснодевы Мариа. Понеже оубо человеческий род обыче святыхъ памяти духовно с похвалами праздновати, а иже святейше святых царские праздники празновати пречистыа владычица нашеа Богородица и приснодевы Мариа. Сию попремногу паче онехъ любовию почитати || должни есим ия вышшо и паче всех тварей, вышшую похвалу приносити, яко царици и владычици, царя и владыку всех родивьшую. Тоя бо ради праматерняа клятва потребися и Адамь от вечных оузъ свободися, и Богъ к нам примирися. Тогда бо Иаковля лествица оутвержашеся. Богу хотящу по ней ко человекомь снити и человекомь поуть сотворити къ небесным, и человеци со аггелы въедино быша.

  Нектому тогда со Иак[ов]омъ якоже древле борется, ибо Творець Иаковль на землю сниде, погибшую драгму взыскати хотя и Отцю принести. Темже пророци тогда возрадовашася своему пророчьствию, сбытие зряще. Тогда оубо Давидъ, видевъ от семени его правноуку родившуюся, бряцаа в гусли, и играа духомь глаголя: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое, понеже царь вжеле доброте твоей. Тем же Тогда не токмо пророци, но и превышняа, и земленаа, и вся тварь сопразноваше. Инеже приспе новейшей честныа владычица и Богородица знамениа праздникъ. Да познають вей, яко не токмо в мире, егда с нами бяше, ходатайсвен||ное къ своему Творцю и Сыну показоваше, но паче и попреславнемь тоя преставлении от земленых въ небесныя не  престает нас милостивно прнсещаа, яко и не явить о семь празнице бысть же сице.

  В лета державны благовернаго, и благочестиваго, и благороднаго самодеръжьца великаго князя Василиа Дмитривичя, при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыце Симеоне, и при князе псковском Феодоре Александровичи въ области псковскиа, въ веси, нарецаемыя Чирска, в нейже есть церкви Рожество Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа: в нейже бе икона образъ пречистыя владычица нашея Богородица и приснодевы Мариа.

 Абие внезаапу знамение страшно и ужаса исполнено показана. От образа иконы пречистыа Богоматере изъ обою оку слезы исходяще яко и струа. Человеци же места того, видевше изрядное чюдо, въскоре посылають възвещение въ град и являют събору святыя Троица и всему иерейскому чину. Ониже възвещают сие князю и всемь христоименитымь людемь. Сииже слышавше и въскоре посылают священников || со благоговейными мужи по икону пресвятыа Богородица. Ониже шедши взяша икону Божиа Матере и понесоша въ град. Егда же приидоша близъ града, сеже слышавъ князь и весь священны соборь со боголюбным народомь, изыдоша со кресты противу иконы пречистыа Богоматере и абие сретають вне града.

 Видевъ же князь и всесвященны соборъ икону пречистыа Богоматере и оузревше знамение от образа пречистыа Богоматере изъ обою оку слезы яко струа исходящи и вей страха исполньшеся, И весь народ, мужие и жены, руце вьздевше на высоту, и съ слезами вей начаша звати: Господи, помилоуй. О, пресвятаа госпоже Богородице, не остави нас, но помози намъ грешнымь и недостойнымь рабомь твоимь. Священнице певше молебный канонь пресвятей Богородици. Абие тогда всесвященный соборъ со страхомь и великою честию вземъше честную икону Богоматере на рамех понесоша ю въ град. И весь народ въслед идяху молящеся съ страхомь пресвятей Богородици. И внесоша ю въ церковь святыа Троица на соблюдение и оутвержение граду, и певше молеб||ныа песни пресвятей владычици Богородици.

 Мужие и жены начаша милостыни творити многи, молящесь о своих согрешении пресвятей Богородици.

 Се же все бысть промышлениемь Божиемъ Пречистыа Матере. Оуча нас и наказуа пресвята ти от грехъ, овогда чюдесы и знамении страшными оустрашаа, овоже молящися, яко Мати сущи къ Творцю своему и Сыну, еже пощади Ти люди согрешившаа, показав милостивное Божие еже о человецех и свое еже о нас ходатайствие.

 Темже убо намь отсюду сопразднолюбци светлый сии и преславный новый пришедший праздникъ знамениа владычици и спасителницы граду же и людемь, многою любовию почитати и достойную честь, яко царици и владычици, воздати. Не яко она от нас похвалы и славы требующи, но паче яко да мы тою прославимся, священницыи царие, и вся племена человечьскаа, богатии же и нищий, и вей люде похвалу праэничную давъ споють и да прославять яко Матерь Божию и нашу помощницю.

 Кождо благодарственнаа да приносить: овъ || смирение со благоговениемь да притяжеть, инъ пость и молитву да дарьствоуеть владычици, дроузии же руце да простирают ко требующимь, овъ гневъ брату да отпоустить. И тако творяще Богородицю възвеличимъ. Таковаа оубо приношенна празникоу приятна бывають, а не в тимпанехъ и гуслехь, и пигиех и свирелех, еже еллистии отроци творять.

 Но мы убо въ молитвах Богородици поновлению жизни нашей благодарнаа, яко долть воздадимь благодати нетающи, но заступление и помощь исповедающи. Та бо чистотою, яко церковною багряницею оукрашена со царем, яко Матери соцарствующии, честнейшиа и воистину сущи херувимь и славнейшию серафимь въспоимъ.

 Аще реку вышшую небеси и земля и всех бывших тварей, иже от Адама. Си глаголя и не   погрешу Егоже бо херувими и серафими зрети не могуть, но съ страхомь тресвятое пение приносят, Сего чистаа и пречистаа Мати, своими чистыми и пречистыми руками сподобися Того обыяти. Егоже бо небеса не вмещають, || благоприатнаа Твоя оутроба нетесно въмести и без истлениа от нея пройде вседетель, якож Деву чисту обреть и вселися в ню. Такоже Девою чистую и по рождестве соблюде яко да непорочно будеть девьство.

 Понеже аще и некаа от девъ от великаго въздержаниа и смиреномудриа чистоту стяжавше, но обаче со трудомь а неже от естества. Сиа же пречистаа и приснодевьственнаа Мариа, но въэдеръжаниа некоего чистоту девьства имеаше, но от самого тоя естества бес труда чистота велиа бяше, а не якоже прочим. Понеже тако подобаше царици и владычици Деве, иже и Матери Сына Божиа преславным таинствомь от нея быти. Понеже бо преже всех тварей векъ быв и преславно вселение пронаречена бывши.

 О Нейже пророкъ глаголаше преславнаа, глаголашася о Тебе, Граде Божий: И паки вожделеть Царь доброте Твоей яко то и есть Господь Твой, поклонишися Ему. И паки помяну имя Твое въ всякомь роде и роде. Но и сама Та владычица и Богородица пророчески глаголеть: Се бо отныне блажат Мя вей роди. Вей бо родов и родовъ||  непрестанно Ту блажать.

 Чтоже глаголю от земленых, но паче и в пренебесных и сами аггелы и архаггелы, яко царицы и Матери тех сотворишага со страхом благоговеюще пение приносять. Мы же грешнии, которы многоустнами язык похвале чистыя простремь, и яко должно Той достойными хвалами величию приснодевственныа Богоматере почесть приносити. И самый оубо оумъ аггельский непостизаеть достойны хвалами Тую въспевати, но и ти, елико достижно. Тую славять.

  Юже и сам Отець небесный прослави и похвали, и Духь пресвятый осени и Сынь Божий от Нея без истлениа пройде, и вся паче яже естества и выше человечьскаго и аггельскаго разума. О нейже таинства збываются.

 Но что много глаголю? Неиспытнаа и непостижимаа намь глаголати немощно, но день нынешняго празника праздничнаа да глаголиться. Кто исповесть величиа Божиа, еже ныне бывшее преславное владычици чюдоявление от Тоя пречистаго образа молитвеное и милостивное еже к Сыну своему и Богу о согрешающихъ. || Котораяже благодеаниа противу благодати Тоя владычице воздадимь, или кое пение воспоимь, точию оно аггельское слово, яко достойно радости глаголем:

 Радуйся, обрадованная, Господь с Тобою и Тебе ради с нами;

 Радуйся, славесный Раю, в немже божественное древо насажено бысть Христос, и не оно древо, иже Адама умертвившее, но паче иже всем бесмертие и животь дарующее;

 Радуйся, божественый Кивоте, небеснаго Бисера в себе носящи Христа и Источниче живыа воды, живот намь источившия;

 Радуйся, архагельское ликование и ангельское веселие, и земнородных обновление;

 Радуйся, Моисеовъ Жезле, море нечистив разделивший и мучащага нас греха фараона силою Сына Твоего потопльши, изрядныа люди в землю обетования наставльшиа;

 Радуйся, царьский купно и священнический Аронов Жезлъ, от негоже прекрасный цвет Христос процвете и ис Тебе без истлениа родися;

 Радуйся, пресветлое светило незаходимаго света, всю тварь просвещающаго, неве||риа тму далече отгоняющаго.

 Блажена еси Ты и преблажена Богородице, Тобою бо со Богомь смирихомся и грех ради отпадшее естество наше Тебе ради на небо възведено бысть.

 Блаженнии же людие Твои вей иже пречистыа праздникы Твоя празднующе, Твое зачатие празднующе и честному рождеству Твоему искренно покланяющеся, и введение въ церковь Твою почитающий, и благовещению поклоняющеся, и преславное Твое от земленых к небеснымь преставление и к Сыну Твоему и Богу любовию въехваляюще, и празникъ честнаго Твоего покрова празнующе, имже вселенную милостивно покрывающи, положение ризы и честнаго пояса Твоего почитающи и нынешний царьский приход Твоего владычице пречистаго образа. От негоже знамение предивное показала еси, посещение еже к земленородным и милостивное к Богу о роде человечьстемь.

 Съ страхомь и любовию въехваляюще и вей твоя празникы почитаемь и молимся, владычице; пребуди присно избавляющи нас от глада, губителства, огня || и меча, и нашествиа иноплеменнии. Тебе бо ради. Богородице, нашь град и вся вселенаа от лести диавола избавися, И крестомь Сына Твоего всеродный Адамь к райскую пакы возвращается, и Тебе ради, Богородителнице, страсти и недуги от человекъ отгонятся и здравие душевное и телесное приемлемь.

 И Ты еси Богородице, печалным милостивное утешение и обрадование. Ты Мати истинного Живота, от Тебе, источникъ живота нашего, аще и въ небесных со Царемъ и Сыномъ присноцарствуеши, яко милостиваа Бога, рождешиа сродствиа нашего.

 Аще и согрешихомь, но Ты помощию, яко мощно Ти сущи не отступай, но приснопредваряй, от бедъ и скорбий избавляющи нас, Ты бо, владычице, православным людемь прибежище и град твердый от лица вражиа еси, и Твоего заступлениа и помощи требуемь и твоею надеждею крепимся и силою Сына Твоего противнии побежаются.

 Темже, Богородителнице, якоже тогда милостивное о людей Тебе, царицу, чтущих и промышляше полезнаа, тако и ныне не оскудей, владычице, своею милостию покрывающи || нас и советы варварския на нас ратующих низложи и всех, иже в честный храмь Твой прибегающим, молитвы же и молениа Тебе приносящих, Спасай. Яко да Твоими молитвами настоящую сию жизнь прейдемь безмятежно и тамо в будущий вечных благъ сподобимся.

 Томь самомь, владычице, нашемь Спасе и Господе Иисусе Христе, Емуже подобаеть слава и держава, честь и покланяние с безначальнымь Ти Отцемь и всесвятымь благим и животворящим Духомь и ныне, и присно, и ввеки веком. Аминь.

 ______________________________

 Текст печатается из:

 Минея служебная, июнь-июль. Вторая половина XVI в. Из Загорской церкви // Псковский музей-заповедник. Древлехранилище, фонд редких книг, № 370.

*Текст приводится в современной орфографии.

 Крестный ход в погост Чирски

 16 августа 1420 года, при державе благоверного Великого Князя Василия 1-го Димитриевича; при Архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне и при Псковском Князе Феодоре Александровиче, во время бывшего в г. Пскове и области его морового поветрия, в Христорождественской церкви Чирской веси (погоста), Псковского уезда, в 25 верстах от Пскова, во время всенощного бдения, от иконы Богоматери «Умиление» явилось знамение, - струями истекли слезы из обоих глаз ея.

 Икона эта в том же 1420 году из Чирской церкви перенесена была в соборную города Пскова церковь Св. Троицы (ныне - кафедральный собор), где находится и доныне; а спустя 400 лет, в 1820 году, Псковским Архиепископом Евгением I разрешено было причту Чирского погоста, по просьбе местных прихожан, с чудотворной этой иконы снять копию и оную перенести в Чирскую церковь, - копия эта находится в Чирской церкви и теперь. В том же 1820 году, по желанию Чирских прихожан, для увековечения памяти чудесного события 16 июля, Святейшим Синодом разрешен крестный ход в Чирскую церковь из трех соседних церквей погостов - Добрывитского, Знахлицкого и Русицкого. (1) С того времени и доныне событие 16 июля торжественно празднуется в Чирском погосте: накануне, 15 июля, при большом стечении богомольцев, Чирским причтом совершается торжественное всенощное бдение; к литургии 16 июля в Чирскую церковь приносятся, всегда при многочисленном стечении богомольцев, храмовые иконы из церквей означенных погостов; причт Чирскаго погоста встречает их далеко за Чирским погостом - при часовне, в 3 верстах от Чирской церкви. Божественная литургия совершается торжественно - Чирскими священниками и священниками означенных погостов, кроме приходящих с иконами, к литургии в большом количестве стекаются богомольцы и из разных других мест, нередко дальних. По окончании литургии, кругом Чирской церкви совершается крестный ход с пением молебного пения и чтением акафиста Царице Небесной и, после краткого отдыха, иконы отправляются в свои церкви, сопровождаемые далеко за Чирской погост священнослужителями и богомольцами.

 До прошлого 1893 г. на расходы по этому крестному ходу в Чирски (на наем крестоносцев, на благодарность причтам) местным Волостным Правлением собиралась с Чирских прихожан некая субсидия; в прошлом же 1893 году субсидии этой Волостное правление почему то не собрало, - и появилось опасение, что в будущее время, начиная с нынешнего года, крестный ход 16 июля в Чирскую церковь из означенных погостов прекратится, если на расходы по крестному ходу не будет от прихожан вспомоществования.

 Сколько в опровержение сего слуха, столько же и для распространения, чрез достопочтенных о.о. настоятелей церквей, сказания об означенном чудесном событии в Чирской церкви 16 июля 1420г. и об ежегодном по сему случаю крестном ходе 16 июля в Чирской погост из вышеупомянутых погостов, настоящею заметкою заявляю к сведению усердствующих богомольцев, всегда имеющих нужду в благодатной помощи Царицы Небесной от многих бед, что, как мне достоверно известно по должности местного благочинного, в нынешнем году расходы по крестному ходу будут удовлетворены, и крестный ход в Чирской погост из означенных погостов имеет совершиться 16 июля сего года, как и прежде; для прославления Царицы Небесной, крестный ход, при помощи Божией и при неоскудевающем усердии Чирских прихожан, будет, можно надеяться, совершаться и на будущее время.

 Священник Константин Ильинский

Псковские епархиальные ведомости. 1894, № 13 - Псков : Электрич. типо-лит. Губерн. Земства, 1894. - 205 с.

 По материалам http://pskov-palomnik.ru/index.php?com=pages&page=115

ЖДЕМ ПСКОВИЧЕЙ И ГОСТЕЙ ГОРОДА НА ПРАЗДНИК

во Владимирский храм в Черской (Вернявино) и на святой источник на месте явления иконы Богородицы "Чирская" в д. Кузьмино 29 июля 2014 года!






 

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (29.05 2014)

 

 [греч. ᾿Ανάληψις τοῦ Κυρίου; лат. Ascensio Domini], Вознесение Иисуса Христа на небо - одно из главных событий Священной истории. После Вознесения видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. В церковной традиции В. Г. посвящен отдельный праздник.

 

 Новый Завет о Вознесении Господнем 

 Событие В. Г. подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк 24. 50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян 1. 9-11). Краткое изложение этого события приводится в окончании Евангелия от Марка (Мк 16. 19).

Церковь Вознесения Господня в Иерусалиме на Елеонской горе.

Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Св. Духа (ср.: Ин 16. 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (Лк 24. 49; Деян 1. 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (Деян 1. 12), и, подняв Свои руки, преподал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо. В Деяниях св. апостолов описано, что, начав возноситься, Христос был сокрыт облаком, и тогда явились «два мужа в белой одежде», к-рые возвестили Его Второе пришествие. Ученики же поклонились Ему и с радостью вернулись в Иерусалим (Лк 24. 52), где через неск. дней на них сошел Св. Дух (Деян 2. 1-4).

Вознесение Господне. Миниатюра из Евангелия Раввулы. 586 г. (Larent. Plut. I 56. Fol. 13v)

Нек-рые различия в рассказе о В. Г. в Евангелии от Луки и в Деяниях св. апостолов объясняются тем, что в первом случае все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как во втором - на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о В. Г. в Деяниях св. апостолов указывают на связь со следующим за ним рассказом о Сошествии Св. Духа на апостолов (напр., согласно ветхозаветным пророчествам, с горы Елеон, о к-рой говорится в Деян 1. 12, должно начаться наступление Дня Господа - Зах 14. 4).

  В Деян 1. 3 период явлений Воскресшего Христа (и, следов., период от Воскресения до В. Г.) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа - от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк 2. 22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2).

  В др. местах НЗ говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян 2. 32-36; 3. 15-16; 4. 10; 5. 30-32; 10. 40-43; 13. 31; 1 Кор 15. 5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин 20. 17).

 Вознесение Господне. Ампула. VI в. (собор св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия)

В. Г. как прославление Сына Божия. В. Г. как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В НЗ имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), к-рое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк 24. 26; Деян 5. 31; Еф 4. 8-10; Флп 2. 6-11; 1 Тим 3. 16; Евр 1. 3, 5; 2. 9; 5. 5; 12. 2; Откр 3. 21; 12. 5; о «прославлении» после Воскресения - в 1 Петр 1. 21; о «седении одесную Бога» - в Рим 8. 34; Еф 1. 20; 2. 5-6; Кол 3. 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из ВЗ или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк 12. 35-37; 14. 62). В Откр 3. 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4. 14; 6. 20; 7. 26; 8. 1; 9. 11-12, 24; 10. 12).

  Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф 16. 27; 24. 30; 26. 64; Мк 8. 38; 13. 26; Лк 21. 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3. 13; 13. 1-3; 16. 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3. 17, 31; 6. 38; 8. 23; 13. 3; 16. 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4. 8-10 и 1 Петр 3. 18-22 (ср.: Пс 67. 19 и 138. 8).огословие Вознесения

 Вознесение Господне. Икона. VIII-IX вв. (мон-рь вмч. Екатерины на Синае)

Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о В. Г. говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1 Тим 3. 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры В. Г. упоминается вслед за Воскресением (напр., в никео-К-польском Символе: «  ...   ...                »). Важность события В. Г. подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв (анафор).

  После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, К-рого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект В. Г. просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин 6. 22-71).

  Об искупительном значении В. Г. говорится в Послании к Евреям (Евр 1. 3; 9. 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7. 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30; Лк 21. 27).

  В. Г. имеет особое значение и как образ обожения каждого верующего во Христа. Как отмечал свт. Григорий Палама, В. Г. принадлежит всем людям - все воскреснут в день Его Второго пришествия, однако вознесены («восхищены на облаках»; ср.: 1 Фес 4. 16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию» (Greg. Pal. Hom. 22 // PG. 151. Col. 296).П

ПЯТИДЕСЯТНИЦА (ТРОИЦА ПРЕСВЯТАЯ)

 В праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

 Пятидесятница у иудеев была одним из трех великих праздников. В этот день вспоминалось дарование Синайского закона, полученного евреями через 50 дней по выходе их из Египта. Этот праздник был торжественный и радостный, и они стекались в Иерусалим в великом множестве, чтобы принести в благодарность Богу установленную законом жертву. Это считали для себя обязательным и те иудеи, которые жили в других странах.

 В третьем часу (по нашему – в девятом часу утра) в Сионской горнице (Деян.1,13), где находились после Вознесения Христа в постоянной молитве апостолы, внезапно послышался шум с небес, который наполнил весь дом и был слышен далеко за его пределами. В воздухе появилось множество огненных языков, они на мгновение опустились на головы апостолов и лишь светили, но не жгли. Вместе с этими внешними явлениями последовало внутреннее, совершившееся в душах апостолов – ''исполнишася вси Духа Свята''. И Дух Святой навсегда наполнил Собою души апостолов.

 Будучи бестелесным, Святой Дух избрал чувственное знамение, чтобы тем ощутимее явить Свое присутствие. "Ибо, - рассуждает св. Григорий Богослов, - как Сын Божий явился на земле видимо, то и Духу Святому надлежало явиться видимо". Но "да не подумает кто-либо, - поучает св. Лев Великий, - что в том, что было видимо телесными очами, явилось самое Божественное существо Святого Духа". "Взор человеческий как не может зреть Отца и Сына, так не может видеть и Святого Духа".

 Как только огонь Божественный возгорелся в душах апостолов, они вознесли к небу слово хвалы и благодарения Великому в Своихo:p>/o:p>/span>Богородицы line-height: 1.6; благодеяниях к роду человеческому Богу. И каждый из облагодатствованных начал говорить на каком-нибудь до сих пор ему неизвестном языке той страны, где он /o:p>MsoNormalMsoNormalникогда не был. Это знание для аspan style=постолов было даром Духа СвятоMsoNormal/p> го, нео/o:p>бходимым для распространения Евангельской Истины во всем мире.

 Между тем, шум с неба привлек к Сионской горнице множество иудеев. Они были поражен/span>ы неожиданным для них явлением: ученики Христовы, галилеяnbsp;не по происхождению, люди неученые и необразованные, вдруг заговорили на иноземных языках. И, как ни разнообразraquo; после Воскресения - в 1 Петр 1. 21; о span style=на была толпа собравшихnbsp;/o:p>ся по их происхождению и языку, каждый, однако, слышал какого-нибудь одного проповедника, который прославлял Бога на языке его страны. Удивление многих перешло в ужас, но нашлись и нечестивые, которые "насмехаясь, говорили", что апостолы "напились сладкого вина" (Деян.2,13). Тогда св. апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле распятый и воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство.

  Выслушав его, "они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?" "Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисусаp class= Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа", - отвечал им Петр. После сего "охотно принявшие слово" немедленно покаялись, уверовали, крестились, и к Церкви Христовой "присоединилось в тот день душ около трех тысяч" (Деян.2,37-41). Так, полным торжеством Святого Духа над неверующими, окончилось это событие. Троекратно Иисус Христос даровал ученикам Духа Святого: прежде страдания – неявно (Мф.10,20), по воскресении через дуновение – явственнее (Ин.20,22), и ныне послал Его существенно.

 Сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть проявление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия. Святой Дух действовал и прежде в роде человеческом: Он был в патриархах, пророках, во всякой душе чистой; без него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела. Но явление силы Его в апостолах было самым важным для всего рода человеческого. Пришел Дух Святой, чтобы завершить то, что начато было Спасителем: сделать апостолов способными к проповедованию Евангелия всему миру, усвоить роду человеческому те Божественные дары, которые приобретены для него страданиями Сына Божия.

 Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали "Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа" – "Троицу Единосущную, Равносильную и Безначальную".

 В IV веке святым Василием Великим были составлены коленопреклоненные молитвы, читаемые доныне на праздничной вечерне. Чтобы сохранить верующих в благоговейном состоянии и сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению коленопреклонений и молитв в честь Святого Духа, к достойному принятию бесценных даров благодати Божией, вечерню положено проводить вслед за литургией.

 День Святой Пятидесятницы издревле считался днем рождения Церкви Христа Спасителя, созданной не тщетой человеческих толкований и умствований, но Божественной благодатию.

 

-------

19 января праздник Святителя и Чудотворца Николая Мир-Ликийского

Радуйся, Николае, великий Чудотворче! Тобою от страстей телесных избавляемся и сладостей духовных исполняемся.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

7 января 2014 года

Христос рождается - славите, Христос с небес - срящите!

Христос на земли!

Христос посреди нас!














 

О Благовещении Пресвятой Богородицы



Хронологически, и по существу Новозаветная история начинается не с Рождества Иисуса Христа, а с Его Матери — Пресвятой Девы Марии.
Древние письменные источники о Ее жизни неизвестны, и все сведения о Деве Марии почерпнуты из устного предания, существовавшего в первых христианских общинах. Это предание утверждает, что Дева Мария происходила из рода Давидова и являлась дочерью благочестивых Иоакима и Анны. Девочка была поздним ребенком, дарованным им Господом в весьма преклонные лета по их горячим молитвам, и потому Ее рождение родители восприняли как великое чудо и милость Божию. Следуя иудейскому обычаю, они решили посвятить Ее Богу. В те времена многие дети воспитывались при храме, а подрастая,