Главная » Статьи » Мои статьи |
160 летсо дня ввода в эксплуатацию островских подвесных мостовНаше свидание с городом Островом в воскресенье 17 ноября 2013 г. началось именно с цепных висячих мостов, по которым мы проследовали в историко-краеведческий музей города Острова. В эти дни островская центральная районная библиотека и музей проводит акцию: «Знаешь ли ты, когда появились в Острове мосты?». Во вторник, 19 ноября, сотрудниками библиотеки будут вручаться памятные буклеты, посвященные юбилейной дате ввода в эксплуатацию островских висячих мостов, а 160-го проходящего через мост человека ждет приз! Приезжайте в Остров! Каждый малый и большой город России имеет свое лицо. Оно выступает своими неповторимыми чертами из глубины веков и времен. Меняются люди, эпохи, меняются города, постепенно разрушаются, а то и вовсе исчезают архитектурные сооружения, крепости. Но есть памятники, над которыми, как будто время не властно. Одним из них являются островские цепные мосты через реку Великую – чудо инженерной мысли, гордость и «визитная карточка» города Острова. На сегодняшний день цепные мосты - единственные транспортные мосты середины XIX в. в России. Строительство подвесных мостов через реку Великая было начато в 1951 году по проекту штабс-капитана М.Я. Краснопольского, инженера путей сообщения и публичных зданий. Он же и руководил строительными работами. 29 сентября 1853 года были проведены первые испытания перед эксплуатацией мостов, а в октябре 1853 года работы по монтажу мостов были завершены. Их качество проверил сам Государь Николай I. Он проезжал из Санкт Петербурга в Ковно. В соответствии с докладом инженера-архитектора М.Я. Краснопольского от 5 октября 1853 года итоговая стоимость мостов составляла 354340 рублей. Движение по мосту было торжественно открыто 3 ноября 1853 года. 19 ноября вышло в свет Высочайшее утверждение: «Положение о движении по цепным Островским через рукава реки Великой мостам», а так же Приказ Главноуправляющего ПС и ПЗ № 204 о зачислении островских цепных мостов в 4 дистанцию IV Отделения I округа Путей сообщения. «Величина каждого из пролетов моста 43 5/7 сажени. В виду прямого направления удерживающей цепи, массивы, в которых закреплены цепи, заложены отдельно от основания поддерживающих опор. Эти последние выведены на общем основании, заложенном на плите, на глубине 4 ¾ фута ниже межени. Вся высота сплошной части опор 22 ¾ фута, а высота столбов, поддерживающих цепи 32 ¼ фута. Столбы не связаны аркой и имеют в основании 10,5Х8 фут., а в вершине 8 5/12 Х 6 5/24. Опоры выведены из отборной плиты и облицованы булыжным камнем. Три нижних и три верхних ряда отдельных столбов сделаны из гранита. Мостовое полотно привешено к четырем цепям, расположенным в два яруса по обеим сторонам моста; стрела кривизны В 1926 году прошла реконструкция и укрепление висячих цепных мостов. Заказчиком выступило Псковское губернское дорожное управление. Цепи к мосту были изготовлены на Онежском металлургическом заводе, а для переработки и монтажа цепей псковский завод «Металлист» изготовил специальные висячие помосты. Для ремонта моста Наркоматом путей сообщения была выделена денежная сумма в размере 170 тыс. рублей. Все цепи старого образца были заменены на новые, деревянные фермы и балки – на металлические. Опорные колонны были облицованы новыми отшлифованными гранитными плитами. Так изменился и обновился облик моста. Всеми работами руководил инженер Геккель. Торжественное открытие вновь воссозданных мостов состоялось 18 марта 1927 года. До Великой Отечественной войны мосты благополучно красовались над брегами Великой реки г. Острова, и бережно эксплуатировались. В Великую Отечественную войну мост получил «тяжелые ранения», следы которых можно сегодня видеть на его опорных колоннах. Мы выступаем за то, чтобы на островских висячих мостах появились охранные доски, рассказывающие об их славной истории создания и «пережитых» событиях и реконструкциях. Это не менее важно, чем рисующая ночная подсветка, плакат-рекламу которой (призывающей к сбору средств на подсветку), мы видели 17 ноября сего года возле здания Краеведческого музея. Майский союз юных экологов "Ласточка" (Лединина Т., Антонова А., Яшин Т., Яшин Ю., Ведерникова Е.) Михаил Яковлевич Краснопольский
Библиография
| |
Просмотров: 2156 | |