Главная » Статьи » Мои статьи

Экспедиция в Некрасово

В воскресенье 21 февраля 2016 года мы наконец-то добрались до усадьбы Некрасово! Первая попытка найти усадьбу Николая Яковлевича Некрасова была предпринята летом прошлого года, но не увенчалась успехом из-за отсутствия точных данных по её месторасположению. Нашими ориентирами были лишь рассказы местных старожилов типа: "пойдёте прямо и там увидите развалины"... и "когда-то мальчишки приносили оттуда кедровые шишки!"... Тогда с нами поехал даже Натан Феликсович Левин. Мы проехали по объездным дорогам и полям непосредственно до опушки леса, в котором затерялась загадочная усадьба... Но заплутали в непроходимой чащобе, так ничего и не обнаружив.

Зато в этот раз мы раздобыли координаты "развалин" Некрасовского имения путём дотошного исследования спутниковой карты, где обнаружили маленькое прямоугольное пятнышко, возможно имеющее отношение к развалинам. Рассчитали  более выгодный маршрут до этого места и, вооружившись компасом и навигатором, решились собрать новую экспедицию! Маршрут оказался совсем недлинным – всего 2 километра от железной дороги через деревню Волково, но с форсированием лесной реки. Поход обещал быть экстремальным, потому что в нём очень захотели поучаствовать наши дети.
     Припоминая, как мы блуждали в лесу в прошлый раз, взяли на это дело благословение у отца Ионы, духовника Святогорской Успенской обители. Благословив, он по обыкновению пошутил: "Но полной гарантии дать не могу".

И действительно, наш поход прошёл не без приключений... С нами – двумя взрослыми в неизвестность отправились три мальчика и четыре девочки с собакой. Экипировались хорошо: одежда, обувь, питание, термосы, медикаменты, спички, верёвка, ножовка, два топора и главное - хорошее бодрое настроение! И тихая безветренная погода нам сопутствовала. Единственное, что мы упустили - это строгий инструктаж по технике безопасности. После преодоления 1/3 пути, разрубая поросль, Саша по неосторожности поранил топором палец ноги. Пришлось срочно оказывать ему первую медицинскую помощь. Благо, что Нина Ивановна у нас медик, а у меня оказалась лишняя пара непромокаемой обуви и шерстяные носки. Рана оказалась не очень серьёзной и мы продолжили путь, особо заострив внимание на технике безопасности.

Навигатор показывал, что по нашему маршруту имеется дорога - видимо в нём использовалась старая довоенная карта, когда в Некрасово ездили через Волково на подводах. Мы старались не отклоняться от "дороги", которая на самом деле была заросшим болотом, но когда на пути оказались сплошные непроходимые заросли кустарника и прочного леса, приходилось далеко их обходить, пробираясь через поваленные деревья... Местами проходили по льду болотных омутов, покрытых снегом, на котором чётко отпечатывались разные следы: зайцев, лисиц, волков, молодых кабанчиков и очень интересный след, похожий по постановке на росомаху, но меньшего размера - может быть куницы:

Примерно на половине пути мы стали терять наше направление. Тогда пришлось ориентировать навигатор по стрелке компаса, а наше положение, наблюдаемое в рельефе основной лесистой поросли  сверять с читаемым рисунком в распечатках съёмки со спутника.

И лишь когда преодолели замёрзшую речку и увидели слегка наклонившийся столб бывшей электропередачи, сомнений, что мы на верном пути, у нас уже не было! Когда же форсировали небольшой канал, видимо входивший в обустройство усадебного парка, мы увидели вдалеке необычную высокую ель с короткими ветвями, похожую на те, что растут в парке Ломоносово. Левее от неё – соснововидный купол, который, судя по информации навигатора (до усадьбы оставалось около 100 метров), был тем знаменитым кедром. И вот мы слышим первый возглас открытия – это Карина с четвероногой подругой Боней издалека увидела небольшое строение. Это оказался колодец. С его верхнего железобетонного кольца съехала проржавевшая крыша. Колодец образован двумя кольцами нестандартного размера: диаметром около 1,2 м и высотой около 2,5 м. Вода находится на глубине около 4 метров. Похоже, этим колодцем немного пользовались ещё после Великой Отечественной войны.

А дальше перед нами уже открылись и развалины бревенчатого одноэтажного дома размерами примерно 6х15 метров, и рядом с ним руины хозяйственной постройки, с кладкой известняка, размерами где-то 5х6 метров. Рядом с домом находится туевая группа с деревьями возрастом около 100 лет, а за нею чуть наклонённый кедр по виду наверно лет 200, и дальше открывается широкая аллея из более, чем вековых лип, пересечённая заросшими каналами и прудиками... Очень много огромных парковых деревьев повалено в ряд. Дети бросили свои рюкзаки под сенью вековых туй и разбежались по заросшему парку с радостными возгласами: "Ур-ра-а! Это наша аллея! Это наш парк!.."

Левее липовой аллеи – вековой яблоневый сад с туевым "островком", на котором одна туя в диаметре ствола имеет около 60 см! Этой редчайшей туе, пожалуй, тоже лет 200! Под ней мы собрали много семян. За яблоневым садом расположилась система парковых прудов, которую на фотоснимке представляет Вам Дима – с островками и 200-летними дубами, елями, вишнями… Кое-где встречается колючая проволока, снаряды, гильзы...

Пока развели костёр, пообедали, погрелись и подсушились, настало время собираться в обратный путь, чтобы успеть до темна. Конечно, никому не хотелось уходить. Мы ещё долго стояли, мечтая организовать здесь свою исследовательскую краеведческую базу – на правах членов Майского союза, попечителем которого долгое время ещё был Николай Яковлевич Некрасов – это уже после ухода из жизни Николая Александровича Ваганова, заняв его пост председателя Псковской уездной земской Управы.

Назад мы уже выходили по своим следам. А по пути зашли и на Волковское кладбище на могилу Николая и Александра Вагановых. Опять же долго не могли расстаться, планируя в следующий поход подробнее изучить все старинные деревья, составить карту усадебного парка, немного прибраться, провести раскопки и пополнить новыми материалами наш краеведческий музей во славу русского усадебного хозяйствования.

Юрий Яшин

Категория: Мои статьи | Добавил: Юрий (24.02.2016) | Автор: Яшин Юрий E
Просмотров: 888 | Теги: туя, парк, Майские союзы, дети, Палкинский район, Ваганов Николай Александрович, Кедр, Некрасов Николай Яковлевич, поход, усадьба | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.