Главная » Статьи » Мои статьи

Избранные страницы "Спутника по древнему Пскову"

Окулич-Казарин, Николай Фомич. Спутник по древнему Пскову: (любителям родной старины). - Псков : Типография Псковского губернского земства, 1911. - 316 С.

 

Псковская архитектура. Страницы истории

 

Золотое время псковского зодчества совпадает с эпохой самостоятельности Пскова (XIV-XV вв.), когда самобытное развитие Киевского и Владимирского зодчества было прервано Татарским нашествием, не коснувшимся двух севернорусских республик. В этот период в Пскове выстроено и перестроено более 40 церквей. Псковские зодчие славились далеко за приделами своей Родины, и сам Иван III вызывал их в Москву, где они выстроили Благовещенский собор, Ризоположенскую церковь и храм Златоустовского монастыря.

Представляется вопрос: почему присоединение Пскова к Москве почти ничем не отразилось на его церковном зодчестве? Почему в XV и в XVI столетии псковские храмы продолжали строиться и перестраиваться по одним и там же освященным веками приемам и образцам? Нам кажется, что причина этого явления лежит прежде всего на отдаленности Псковской земли от центра Московского государства, вследствие чего культурное влияние последнего должно было проявляться здесь сравнительно слабее. Второй причиной служит относительная близость Пскова, хотя отдельные его граждане вреде Сергея Поганкина и др., и могли обладать большими капиталами. Со Псковом случилось то же, что происходит с иною бедной, забытой в глуши, древней церковкой: благодаря именно своей бедности и заброшенности она спасается от «усердия благотворителей» и «ревнителей» и сохраняет свою древность неприкосновенной.

Влияние Московского зодчества обнаруживается только на 4-х псковских церквах: Михайло-Архангельская церковь (шатровая колокольня), Никольский единоверческий храм (пятиглавая), св. Пантелеимоновской и Стефановской (размеры обоих церквей, двери и оконные наличники).

В настоящее время в Пскове, в слободах и ближайших окрестностях находятся 45 церквей, не считая придельных и домовых.

По времени они располагаются так:

XII столетие – 1 Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря;

XIII столетие – храм Рождества Иоанна Предтечи (Ивановский монастырь);

XIV столетие – собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря и Михаило-Архангельская церковь (первую относят еще к XIII в.);

XV столетие - церковь св.Василия Великого на горке, Преполовения Пятидесятницы; Иоакимо-Аннинская; Георгиевская со взвоза; Ново-Вознесенская; Анастасиевская; Косьмо-Дамиановская с Примостья; Богоявленская с Запсковья; Варлаамо-Хутынская и св.мч. Никиты (гусятника) бывшего Никитского монастыря;

XVI столетие – Петро-Павловская церковь; св. пр.Сергия с Залужья; Воскресения со стадища; Косьмо-Дамиановская с Гремячей горы; Стефановская церковь; Успения Богородицы с Парома, Жен-Мироносиц; Св. Евангелиста Иоанна Богослова на р.Милявице; Димитрия Мироточивого с поля; Алексия человека Божиего с поля; Владимирская; Введения в храм Богородицы; церковь святителя Николая со Усохи; Покрова Богородицы от Пролома;

XVII столетие – Троицкий Кафедральный собор; церковь Покрова Богородицы от Торга; святителя Николая единоверческая; святого пророка Илии; церковь великомученицы Варвары в Петровском посаде;

XVIII столетие – церковь Успения Богородицы в Бутырках;

XIX столетие – Благовещенский собор, Казанская церковь; Николая чудотворца от Кожина монастыря; Успения Богородицы с полонища.

Неизвестного времени постройки – Спаса Нерукотворного образа; св мч. Климента, папы Римского; св. Николая Каменоградского; церковь св. Константина и Елены в Цареконстантиновской слободе; св.Пантелеимона целителя; св.Николая чудотворца в Любятово; св. апостолов Петра и Павла бывш. Сереткина монастыря.

В этом перечне принимали в расчет не первоначальное основание церкви, а её полную перестройку и переделку. Поэтому, например, Успенскую Пароменскую церковь отнесли к XVI столетию, т.к. под 1521 г. летопись говорит: «на Завеличьи совершиша церковь Успения Святыя Богородица», между тем, первоначальное её построение относится к 1444 году: «поставиша на Завеличье церковь Успения святыя Богородица». Определить, насколько при переделке или возобновлении тот или другой храм сохранил свое прежнее устройство, мы затрудняемся, но предпочитаем делать погрешности в сторону более позднего, нежели раннего времени.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лединита (23.05.2017)
Просмотров: 127 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]