Главная » Статьи » Мои статьи

Первые певческие праздники на Псковской земле

Хоровое общество

Обстоятельная статья о русской песне в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона начиналась запоминающимися словами: «Ни один народ в Европе не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных, как русский народ». Однако понимание роли народной песни в духовной жизни общества пришло не сразу. В России общественное движение в поддержку хорового пения началось с Прибалтики: в 1833 году появилось первое немецкое певческое общество в Риге. Там же впервые состоялись и певческие праздники: в 1869 г. в городе Тарту, в 1873 г. в Риге.

Летом 1864 г. в Псков с визитом прибыли пароходом из Дерпта (Тарту) члены общества музыки и пения. Они дали концерты на открытом воздухе у Дома губернатора и в саду при кондитерской Бона.

Первыми «дозрели» любители инструментальной игры: через три года они организовали Псковское отделение Императорского Русского музыкального общества. К сожалению, подобная общероссийская певческая организация не появилась. Только в 1878 году москвичи учредили Русское хоровое общество. Но оно так и осталось местным, хотя и послужило образцом для других губерний.

Вскоре их примеру последовали псковские любители хорового пения. В 1881 году Александр Иванович Кондратьев собрал хор мальчиков. Пели в нем по преимуществу дети из окрестных селений. Они не имели приличной одежды и обуви, да и крестьяне отпускали сыновей на спевки и концерты в надежде, что их труд принесет небольшой доход семье. Средств, получаемых от пения в Никольской церкви и пожертвований частных лиц явно не хватало.

Свое содействие хору Кондратьева предложило Псковское отделение музыкального общества, пообещав выделять по 30 руб. в месяц. Их совместные концерты начались осенью того же 1881 года в зале дворянского собрания. Выступление хора псковичи встретили восторженно. По отзывам газеты это было естественно: «Коренной русский город, родные мотивы и свои родные исполнители – все это казалось так хорошо, так возвышенно и прогрессивно».

Однако скоро стали проявляться и теневые стороны содружества с музыкальным обществом. На концертах оркестр общества и хор Кондратьева выступали в разных отделениях, каждый со своим репертуаром. Музыканты по-прежнему исполняли гавоты да турецкие марши, избегали произведений русских композиторов, не сопровождали пение хора. К тому же средства от концертов шли в основном на приобретение музыкальных инструментов для оркестра и оплату его дирижера, а хор не получал и четверти общественных сумм.

На следующий год псковские любители хорового пения решили отказаться от такого сотрудничества и создать самостоятельное общество, разработали и передали на утверждение его устав. Хор под управлением Кондратьева стал выступать уже от имени общества хорового пения: 26 июля 1882 года на съезде народных учителей Псковского уезда, 19 сентября – в Манеже полковых штабов в пользу бедных учеников земского приходского училища, 21 ноября дал концерт в зале Дворянского собрания, а через неделю уже пел в Острове.

Устав хорового общества МВД утвердило в начале 1883 г., а 8 мая состоялось его официальное открытие с молебном, приветственной речью губернатора и выборами членов совета. Правда приключился маленький конфуз: впопыхах забыли попросить ключ от фисгармонии и хору пришлось петь для собравшихся меценатов без аккомпанемента. Привлекая любителей пения в члены общества за небольшую плату (три рубля в год), устав предусматривал для них и льготы: уменьшение вдвое стоимости билетов на концерты, бесплатное посещение репетиций… Уже за первый сезон собрали 414 рублей членских взносов, и общество смогло купить собственную фисгармонию.

Стараниями активистов к управляемому Кондратьевым хору мальчиков прибавились мужские и женские голоса. С некоторыми перерывами Александр Иванович безвозмездно исполнял обязанности регента хора десять лет. В дальнейшем деятельность Хорового общества, выступление его хора, не раз то прекращались, то возобновлялись, в зависимости от того, насколько инициативными были его дирижер и руководство совета общества.

Заметное оживление наступило в 1901 году с появлением молодого энергичного регента Михаила Федоровича Гривского.  http://pesny.pskovlib.ru/grivskii.php Он только что окончил Псковскую Духовную семинарию и стал преподавателем пения в Духовном училище. Через два года его пригласили преподавать тот же предмет и в родной Духовной семинарии. По предложению Псковского епископа… Гривский принял участие в составлении проекта устава псаломнической школы, а затем был утвержден членом её совета. В каждом из этих учебных заведений был хор, и М.Ф. Гривский много занимался с юными певцами, неоднократно выступал с ними публично. 12 апреля 1907 года в Пскове состоялся невиданный грандиозный духовный концерт с благотворительной целью, на котором Гривский руководил сводным хором из 155 учеников Духовной семинарии, Псаломнической школы, Епархиального и Духовного училищ.

Михаил Федорович ГРИВСКИЙ

М.Ф. Гривский принял на себя и массу общественных обязанностей. По его предложению в 1904 году была создана Епархиальная центральная певческая библиотека, а Михаил Федорович взялся заведовать ею. В следующем году по поручению губернского попечительства о народной трезвости он выезжал для ознакомления с существующими в губернии певческими хорами. В июне 1908 года Гривский выступал на первом Всероссийском съезде регентов, а на втором – избирался товарищем председателя съезда. Немало его статей об улучшении хорового пения опубликовали «Псковские епархиальные ведомости».

Естественно, что Гривский включился и в работу общества хорового пения. Уже в 1901 году он стал регентом его хора, а также секретарем правления. На сл. год его избрали и председателем общества, но вскоре он отказался от такого почетного поста. Председателем избрали другого крупного музыкального деятеля Пскова – учителя музыки кадетского корпуса Иосифа Ивановича Тульчиева.

Мастерство Гривского, как дирижера, росло с каждым годом. Хор общества под его управлением выступал не только в Пскове, но и в Верро, Острове… Выступления Гривского на заседаниях общества всегда содержали много деловых предложений. На общем собрании 19 декабря 1910 г. Гривский выступил с докладом о музыкально-художественной деятельности хорового общества и выдвинул идею ознаменовать исполняющийся в сл. году 50-летний юбилей освобождения крестьян большим Певческим праздником.

Н.Ф.Левин

Певческий праздник

Когда дирижер Псковского общества хорового пения М.Ф. Гривский на общем собрании 14 декабря 1910 г. выступил с предложением о проведении русского народного певческого праздника 14 мая следующего года, многие назвали его проектом утопическим. ... Газета «Псковский голос» с насмешкой вопрошала: «Нам ли с нашими слабыми силами и при нашей разрозненности, когда мы в Пскове-то не можем соединить все хоры для концерта, браться за столь большое дело и в столь короткий срок? Ну а все-таки хотя за идею г. Гривскому спасибо!»…

И, действительно, идея казалась слишком смелой, даже дерзкой: в маленьком губернском Пскове устроить Первый в истории страны грандиозный праздник русской песни. И все-таки совет хорового общества не убоялся трудностей, принял предложение М.Ф. Гривского, быстро разработал детальный план предстоящей подготовительной работы.

Прежде всего, по поручению совета Гривский и Тульчиев в начале января отправились в столицу на переговоры с лучшими дирижерами. Приглашение руководить сводным хором приняли: композитор, создатель известной Певческой капеллы Александр Андреевич Архангельский, не раз до этого приезжающий с нею в Псков, композитор и музыкальный критик Михаил Михайлович Иванов, композитор, редактор журнала «Музыка и пение», артист-тенор Михаил Александрович Гольтисон, регент Петербургского митрополичьего хора Иван Яковлевич Тернов. Вместе с ним была разработана программа праздника, выбраны духовные и светские произведения для совместного исполнения большим смешанным хором. В феврале псковские газеты и журналы опубликовали подробное объявление о предстоящем празднике, его репертуар и приглашение, обращенное ко всем хорам близлежащих уездов и городов губернии. Одновременно отпечатали в большом количестве экземпляров и бесплатно разослали откликнувшимся хоровым коллективам для самостоятельного разучивания партитуры отобранных песен, а также детальные условия, позволяющие любому хору принять участие даже не в полном составе голосов и при исполнении не всего репертуара. В результате, к апрелю, когда запись участников была прекращена, в списке оказалось 1437 певцов.

Но, кроме творческих проблем предстояло еще решить много организационных вопросов. К тому же средства, полученные Хоровым обществом от концертов, устроенных в преддверии праздника, было явно недостаточно. По просьбе общества городская Дума и уездное Земское собрание ассигновали на расходы по устройству праздника по 300 руб. Наибольшую сумму ожидалось получить от публики, для которой решили приготовить 5 500 сидячих мест с платою от 25 копеек до двух рублей и 4 000 входных билета по 15 коп. Кроме того, во время праздника была разыграна благотворительная лотерея для возмещения расходов по приему беднейших певчих, приехавших из деревень. Заботы по их размещению взяли на себя квартирная и буфетная комиссии, специально созданные обществом хорового пения. Им отвели бесплатные помещения в школах и на частных квартирах, подготовили кровати и сенники, устроили дешевые столовые. Ходатайство общества об удешевленном проезде на праздник железная дорога удовлетворила частично: лишь для групп не менее чем в сорок человек разрешили проезд в вагонах третьего класса за половинную плату.

Для проведения Певческого праздника Иркутский полк уступил свой военный плац, находившийся рядом с военной церковью и манежем (сейчас на этом месте размещается завод Аппаратуры Дальней Связи). С 19 апреля там приступили к постройке крытой эстрады – раковины для огромного сводного хора. Лес на неё пожертвовали подрядчики Ильяшев и Карузин. К намеченному сроку, 14 мая (дату выбрали не случайно и приурочили к 15-летию коронации Императора) все было готово.

По приказу общества Хорового пения и с разрешения губернатора город украсили национальными флагами. Предполагалось открыть праздник торжественной процессией по улицам города, однако на это согласия губернатора барона Н.Н. Медема не последовало. Зато полиции было предостаточно. В субботу утром 14 мая (все даты по старому стилю) в Народном доме им. А.С. Пушкина состоялась генеральная репетиция духовного концерта. На нее за особую плату допустили и немного публики, которую разместили на балконе, галерее и на сцене, так как хору пришлось репетировать прямо в зале. Днем на плацу Иркутского полка после пения народного гимна, краткой речи М.Ф. Гривского и приветствия губернатора тысечеголосный хор, управляемый по очереди столичными дирижерами и псковичами Тульчиевым и Гривским, исполнил более десяти произведений духовного содержания. Здесь были сочинения известных русских композиторов Бортнянского, Турчанинова, Чайковского, Римского-Корсакова… По требованию публики «на бис» повторили пьесы Львова и Архангельского.

Вечером того же дня в Пушкинском доме проходил конкурсный концерт 11 хоровых коллективов, пожелавших в нём участвовать. Пение детских хоров Выбутской второклассной школы и Чирского «Майского союза» понравилось больше других.

В воскресный день и на утренней генеральной репетиции и на дневном концерте звучали светские песни Направника, Славянского, Римского-Корсакова, Архангельского… Восторженными аплодисментами тысячи присутствовавших встретили «Провожание Масленицы» П.И. Чайковского и «Буря мглою небо кроет» Даргомыжского. Необходимо отметить, что все произведения исполнялись без аккомпанемента (а капелла) мастерства дирижеров и певцов.

Остальную часть праздника отвели для отдыха и развлечения исполнителей. Вечером в Пушкинском доме для них устроили бесплатный концерт с участием петербургских вокалистов. На следующий день провели экскурсии по городу и дали спектакль в Летнем театре. Многие приехавшие из деревень впервые побывали в кинотеатрах, где специально для них плату понизили до 5 коп. Всем участникам концертов вручили памятные жетоны, их продавали публике.

Одна из рецензий местного журналиста заканчивалась такими словами: «Первый русский народно-певческий праздник вполне удался. Наш забытый старый Псков положил первый камень для возрождения народного пения. Остается только продолжать великое культурное дело.

Левин Н.Ф.

 

Библиография:

Левин, Натан Феликсович.
Певческий праздник / Левин Натан Феликсович
// Псковская правда. - 1991. – 25 мая. - С. 5. (№ 100)

Левин, Натан Феликсович.
Певческий праздник / Левин Натан Феликсович
// Псковская правда. - 1991. – 3 июня. - С. 3. (№ 112)

Категория: Мои статьи | Добавил: Лединита (29.05.2017)
Просмотров: 187 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]