Главная » Статьи » Мои статьи

Почитание св.благоверного князя Александра Невского в Пскове

До середины XVI века на Руси не было и не могло быть храмов, посвященных святому князю Александру Невскому. Дореволюционный псковский краевед Фёдор Алексеевич Ушаков предполагал, что свою первую церковь во имя святого псковичи поставили вскоре после прославления Александра Невского Московским собором.

В «Описании к сборному плану г. Пскова» (1901 г.) он перечислил все когда-либо существовавшие здесь древние храмы, упомянутые в летописях, документах, на планах и чертежах города, и назвал под 1566 годом среди загородных церквей «святого Александра Невского Сретенский монастырь», добавив в примечании: «неизвестно где». При этом Ушаков явно воспользовался известным трудом митрополита Евгения Болховитинова «История княжества Псковского» (1831 г., ч. III), содержащим хронологический список упразднённых монастырей.

В нем указан и «Сретенский Александров, женский, во Пскове упоминается 1566 года. Он разорён во время нападения Баториева 1581 года». Определить местонахождение этого монастыря помогает пятый том «Сборника Московского архива Министерства юстиции» (Москва, 1913 г.). Он имеет подзаголовок «Псков и его пригороды» и содержит Писцовые книги 1585-87 годов с описанием оброчных статей и окрестных земель. В них четыре раза указаны земельные владения Сретенского монастыря и отмечено его местонахождение: «за Великими воротами», «из Застенья, что у Великих ворот». Становится понятным, почему монастырь был разорён при нашествии Батория: он располагался за пределами крепостных стен, неподалёку от Великих ворот, против которых находились основные силы нападавших и вёлся сильный артиллерийский обстрел.

Писцовые книги не добавляют монастырю Сретенья Христова второго названия «Александров». И Болховитинов называет его проще, чем Ушаков: «Сретенский Александров», т. е. не связывает с именем Александра Невского. К тому же мало вероятно, что в загородном, малоизвестном монастыре успели после 1547 года построить ещё и вторую церковь, посвятив её Александру Невскому. По псковским традициям монастырь мог получить второе, дополнительное название не в честь второго храма и не в честь святого, а по имени своего основателя или крупного вкладчика. Таких обителей в Пскове было немало: Спасский Надолбин, Иоанна Златоуста Медведев, Григория Богослова Путятин, Святого Духа Иглин. Другая загадка о существовании псковской церкви святого Александра Невского появилась после издания известным архивистом Николаем Николаевичем Оглоблиным «Обозрения историко-географических материалов XVII-XVIII веков, заключающихся в книгах Разрядного приказа» (Москва, 1884 г.).

Там в списке имён Сметной книги Пскова 1699 года указан дьячок храма Александра Невского. Через три года эти сведения повторились в более популярной книге историка и писателя Дмитрия Ивановича Прозоровского «Новгород и Псков по летописям, с дополнениями по другим источникам» (СПб., 1887 г.). Между тем, ни один историк древнего Пскова даже не упоминает об отдельно стоящей церкви во имя Александра Невского. Очевидно, речь идёт о дьячке, приставленном к приделу Псковского кафедрального Троицкого собора. Именно в 1699 году псковичи закончили строить и освятили величественный двухэтажный каменный Троицкий собор в Кремле. В «Историко-статистическом описании Псковского кафедрального собора», составленном инспектором Псковской духовной семинарии А. С. Князевым (Москва, 1858 г.), отмечено, что на втором этаже имеются два придела: северный во имя Александра Невского и южный во имя князя Всеволода-Гавриила. Придельный храм в память об Александре Невском не случайно был устроен в Троицком соборе именно тогда, при Петре Великом.

Будущий император немало сделал для прославления этого полководца древности. Возвеличивая свою новую столицу, он осенил её именем Александра Невского, разгромившего шведов на невских берегах. 30 августа 1724 года Пётр Первый лично перенёс святые мощи князя из Владимира в петербургский монастырь, ставший в 1797 году Александро-Невской лаврой. Своего второго сына, родившегося 3 октября 1691 года, он назвал Александром. К несчастью, с сыновьями Петру I не повезло: старшего, наречённого в честь деда Алексеем, пришлось казнить; второй (Александр) не прожил и восьми месяцев. 12 декабря 1777 года у великого князя Павла Петровича (будущего Павла I) родился старший сын. С согласия императрицы Екатерины Великой его окрестили во имя святого князя Александра Невского.

В 1801 году после дворцового переворота Александр I вступил на престол. День тезоименитства императора - 23 ноября, установленный в память о погребении во Владимире его небесного покровителя, стал ещё популярнее и широко отмечался в России. Почти в каждой семье мальчиков называли Александрами. Строились новые Александро-Невские храмы. Домовая церковь при Тюремном замке И псковичи, имевшие особые основания для почитания Александра Невского, не отставали в прославлении его. Как раз в начале царствования Александра I в Пскове велась перестройка тюремного замка. До этого в центре деревянного острога перед караульней находилась часовня. В 1804-5 годах при постройке каменного здания тюрьмы в нём за казённый счёт устроили и домовую церковь во имя святого Александра Невского.

А при капитальном ремонте тюремного здания, проводившемся с сентября 1841 по октябрь 1842 года, домовую церковь разместили так, чтобы заключенные могли посещать её, не выходя из здания. По просьбе первого церковного старосты храма Василия Афанасьева на средства, пожертвованные разными лицами, в 1868-70 годах помещение домовой церкви расширили настолько, что в ней могли находиться до 160 заключённых. При этом пристроили полукруглый алтарь, позолотили иконостас, раскрасили стены, на икону святого Александра Невского сделали серебряную ризу. Тогда же епархия назначила для этой церкви самостоятельного штатного священника, который не только вёл богослужение, но и не менее двух раз в неделю посещал арестантов «для их назидания». К тому же в коридоре, из которого был вход в домовую церковь, самую большую камеру отвели под школу для обучения неграмотных арестантов. Домовой храм не имел колокольни.

Поэтому при надстройке в 1887-88 годах второго этажа над главным корпусом тюремного замка подрядчик Карл Гельдт поставил на лицевой стороне здания аккуратную звонницу. На ней разместили три колокола: один большой в 7 пудов 10 фунтов (116 кг) и два малых по одному пуду. Кроме домовой церкви, в 1873 году левее входа в тюремный замок на средства, пожертвованные псковским вице-губернатором князем Александром Павловичем Урусовым, была построена небольшая полукаменная часовня. Такую же часовню поставили тогда и правее входа в Арестантское Исправительное отделение на Кахановском бульваре. Ежегодно 23 ноября в тюремной домовой церкви отмечался престольный праздник. На нём иногда присутствовали епископ, вице-губернатор, полицмейстер, а также благотворители - члены губернского попечительного комитета о тюрьмах.

Домовая церковь и братство при гимназии

(Александро-Невское братство)

…При Александре I Главное народное училище в Пскове 2 июня 1808 года было преобразовано в Губернскую мужскую гимназию (в память об этом через сто лет по Высочайшему повелению её стали именовать Псков­ской императора Александра I Благословенного гимназией). Долгое время она не имела своей церкви, и гимназистов на богослужение водили в соседние храмы: то в церковь Георгия со Взвоза, то к Успению на Полонище. В конце 1855 года гимназия перебралась в новое, специально для нее выстроенное трёхэтажное здание напротив Успенской церкви (сейчас там размещается 1-я средняя школа). Однако в нём не предусмотрели особого помещения для домовой церкви, хотя в дворянском пансионе гимназии весь учебный год жили десятки гимназистов. Через четыре года новый император Александр II во время пребывания в Пскове посетил гимназию.

Он согласился, что ей нужна отдельная церковь. Однако епархиальное руководство отказалось передать в ведение гимназии весь Ново-Успенский храм, предложив более отдалённую церковь Иоакима и Анны. Выход нашёл учитель Закона Божия протоиерей Григорий Иванович Тарасов, посоветовав устроить домовую церковь в обширном зале пансиона на третьем этаже. По просьбе директора гимназии Александра Николаевича Яхонтова попечитель Петербургского учебного округа получил Высочайшее разрешение на открытие домовой церкви, впрочем, не выделив средства на её оборудование. Незадолго до этого губернский предводитель дворянства барон Александр Борисович фон-Фитингоф-Шель был избран почётным попечителем гимназии. Он пожертвовал тысячу рублей на ремонт и оборудование зала, подарил два священнических облачения и церковные сосуды.

Выбор небесного покровителя для нового храма был естественным: гимназии покровительствовали оба императора Александра, так звали директора и почётного попечителя. 6 декабря 1862 года домовую церковь гимназии освятили во имя их общего ангела, святого благоверного великого князя Александра Невского. 8 мая 1864 года Александр II утвердил «Основные правила для учреждения церковных Братств», имевших целью заботиться о храмах и помогать нуждающимся прихожанам. Протоиерей Г. И. Тарасов и новый директор гимназии Авенир Федорович Веревкин решили создать такое Братство при гимназической церкви, убедившись, что немало горожан готовы материально поддержать это доброе дело. Губернатор одобрил разработанный ими устав Александро-Невского Братства, и епископ Павел 4 декабря 1869 года утвердил его. Через три дня после божественной литургии в церкви гимназии провели первое общее собрание членов Братства.

Эта благотворительная организация собирала членские взносы, получала пособие от губернского земства, епархиального духовенства, псковского дворянства, земского банка, страивала платные публичные лекции. Собранные за год 2-3 тысячи рублей распределялись между учебными заведениями города, а те помогали нуждающимся ученикам покупать одежду и обувь, вносить плату за обучение. Часовня при Александровской городской богадельне 19 февраля 1880 года в России широко и торжественно праздновалось 25-летие царствования императора Александра II, названного в народе за крестьянскую реформу Царём-Освободителем.

Готовясь отметить это событие, Псковская городская дума на заседаниях 17 января и 9 февраля 1880 года постановила построить новый дом для богадельни, ютившейся в тесном, сыром помещении, и впредь именовать её Александровской. Увеличить число призреваемых в богадельне с 30-ти до 45-ти, открыть при ней сиротское отделение на 10 мальчиков - круглых сирот городских жителей. Пока думская комиссия выбирала подходящее место для нового здания, а городской архитектор готовил несколько вариантов его проекта, 1 марта 1881 года императора злодейски убили народовольцы. Через 7 дней городская дума решила в память о погибшем монархе возвести при Александровской богадельне часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского, а предполагаемое сиротское отделение увеличить ещё на 10 мест. Строительство нового здания требовало значительных средств.

Несколько домовладельцев предложили взамен приобрести для богадельни их дома. 14 января 1882 года городская дума приняла иное решение: приспособить под богадельню принадлежавший городу каменный двухэтажный дом на Ольгинской набережной (теперь на этом месте долго строится гостиница «Интурист»). Это здание в 1873 году город выкупил у вдовы чиновника Екатерины Нарбут под солдатские казармы, и оно, наконец, освободилось от воинского постоя. За предусмотренные сметой на ремонт и приспособление здания 1762 рубля подрядчик не нашёлся. Работы принял на себя почётный попечитель богадельни, купец первой гильдии Василий Николаевич Хмелинский. Он приступил к ремонту в сентябре 1882 года, продолжал работы и в зимнее время, сделал за свой счёт парадную лестницу с чугунными перилами и другие сверхсметные улучшения, выстроил кирпичную часовню, расширив на треть ее площадь.

Для этой часовни городская управа заказала в столице иконы Александра Невского, а также таких почитаемых в Пскове святых, как княгиня Ольга Российская и князь Всеволод-Гавриил. Для них в стене напротив входа сделали ниши. Освящение богадельни и часовни состоялось 15 августа 1883 года, в день Успения Божией Матери. «Псковский городской листок» назвал постройку нового просторного помещения для Александровской городской богадельни с сиротским отделением и часовней светлой страницей в истории города и нашей думы. Часовня при паровозном депо Ещё одну часовню во имя Александра Невского построили в воспоминание об императоре Александре II при паровозном депо.

Наиболее торжественное богослужение проводилось там 29 августа, в канун праздника, установленного Святейшим Синодом в память о перенесении мощей из Владимира в столицу. Староста при часовне А. Шатохин обычно извещал сослуживцев и соседей о предстоящем престольном празднике через местные газеты. В этот день служили панихиду по императору Александру II и Александру III и молебен святому благоверному князю Александру Невскому. Кроме того, «Псковский городской листок» в хроникёрской заметке от 21 марта 1899 года под названием «Успешное дело» сообщил, что 30 августа прошлого года по инициативе настоятельницы Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря игуменьи Ювеналии на железнодорожной станции Псков в изящном дубовом киоте высотой 537 см и шириной 195 см поставлена двойная икона Иоанна Предтечи и Александра Невского.

При ней находились две монахини, продающие свечи, а накануне воскресных и праздничных дней совершались всенощные бдения. Газета так внимательно следила за нововведениями, что позднее сообщила о их временном прекращении с лета до 6 декабря 1899 года. «Псковская жизнь» 10 сентября 1909 года и «Псковские епархиальные ведомости» в № 8 за 1913 год уточняли, что киот с иконой находится в зале III класса вокзала. А в Отчёте Кирилло-Мефодиевского братства за 1913 год добавлялось, что перед этой иконой священники Поспелов и Шамардин совершали молитвенные богослужения с чтением акафистов и с беседами религиозно-нравственного и миссионерского характера. Воинский храм Омского полка В октябре 1892 года 24-ю пехотную дивизию перевели из Финляндии в Петербургский военный округ. Штаб дивизии снял квартиру в Пскове на углу Архангельской и Петропавловской улиц. 9

3-й Иркутский полк занял построенные полвека назад казармы на Кахановском бульваре Пскова, освобожденные 146-м Царицынским полком. Для приёма 94-го Енисейского полка Псковская городская дума заранее возвела каменное трёхэтажное здание на Запсковьи у Гремячей горы, а деревянные ротные казармы город поставил в начале Выползовой слободы и уездное земство - на Завеличьи в конце Конной улицы. 24-ю артиллерийскую бригаду разместили в Луге, 95-й Красноярский полк перебрался в Прибалтику, а 96-й Омский полк - в село Медведь Новгородской губернии, где были казармы аракчеевских военных поселений. Такая разбросанность дивизии затрудня­ла работу штаба, и через год решили перевести Омский полк в Псковскую губернию, построив на казенные средства деревянные помещения для штаба, двух батальонов и офицерских квартир в г. Острове. Но Псковская городская дума на экстренном заседании строительства в Псков, ссылаясь на то, что по желанию военного ведомства город за свой счёт построил казармы для Енисейского полка, войдя в ещё не оплаченные долги и заложив всё городское имущество, а также несёт расходы по отоплению и освещению казарм. Поэтому справедливее выделенные из казны 400 тыс. рублей на закупку строительных материалов, оплату работ потратить в Пскове, то есть размещать полк здесь.

Приток войск выгоден для горожан, становится больше покупателей, заказчиков. Город безвозмездно предложил и участок земли за речкой Мирожкой. Поездка в столицу депутации городской думы увенчалась успехом. Строительные работы в Пскове начались в марте 1894 года, и уже в июне следующего года два батальона Омского полка пешим строем пришли в Псков. Сразу встал вопрос о воинском храме. Епархия выделила для полка старинную каменную церковь святого Климента, папы Римского, находившуюся неподалёку, на левом берегу Великой. Но она была тёмной, холодной, маловместительной. К февралю 1898 года для богослужения дополнительно приспособили часть большой солдатской столовой. Положение ещё более обострилось, когда в 1902-1904 годах построили трехэтажные казармы и двухэтажные офицерские флигели, после чего в Псков перебрались остальные два батальона Омского полка. Понимая это, в феврале 1904 года главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа великий князь Владимир Александрович обратился в военное министерство с предложением построить для Омского полка свою отдельную церковь.

Поскольку до конца 1904 года предполагалось вести строительство казарм, император распорядился «строить церковь в 1905 г.». На строительство храма в этом году выделили 44 тысячи рублей, однако Псковский хозяйственно-строительный комитет по стройке церкви в Омском полку начал практическую работу лишь в 1906 году. На 7 января он через газеты пригласил «желающих впоследствии торговаться на постройку каменной церкви в Омском полку... для заявления своих цен на материалы и рабочих». Во втором таком приглашении - на 6 апреля - расшифровывался основной объём и особенности работы: кладка 389 тысяч штук кирпича, церковь снаружи не оштукатуривается, но предусмотрено ее украшение из тёсаного кирпича, фундамент из бутовой плиты на известковом растворе.

Назначая торги на 10 октября, указали, сколько конкретно потребуется строительных материалов (в том числе 259 тысяч штук простого кирпича и 130 тысяч облицовочного). Основой для строительства стал образцовый проект полковой церкви, «вместитель­ной и недорогой», составленный в 1901 году гражданским инженером Фёдором Михайловичем Вержбицким и уже опробованный при сооружении в Луге храма Покрова Богородицы для артиллерийского полка. К строительным работам приступили в апреле 1907 года, а торжество закладки церкви состоялось 11 июня. В первый год ее успели возвести вчерне. Газета «Псковский голос» 25 июля 1908 года упомянула фамилию подрядчика С. Гусева, который ведёт споры с войсковой комиссией. Строительная комиссия позаботилась и о внутреннем убранстве храма. Резной иконостас из орехового дерева заполнили копиями икон Александра Невского, Ольги Российской, князя Владимира и других святых, написанных знаменитым художником В. М. Васнецовым для Владимирского собора в Киеве, внутренние стены украсили другие картины на религиозные темы. В субботу 4 октября 1908 года в 9 часов утра архиепископ Псковский и Порховский Арсений (Аксентий Георгиевич Стадницкий) приступил к освящению храма Омского полка во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.

В заключительном слове он объяснил молящимся «религиозно-нравственное значение храмов для воинов», а полковой священник Евлампий Иванович Щёкин произнёс поучение. Стройно пел архиерейский хор. Торжество освящения закончилось завтраком для приглашённых в офицерском собрании полка. Газетная заметка «Псковского набата» за 22 апреля 1924 года ярко рисует судьбу храма после революции. Всё сразу говорит подзаголовок: «Была церковь - теперь клуб». Рисунки, сопровождавшие газетную статью, показывают, что к тому времени сломали стройную шатровую колокольню храма, убрали кресты с церковной главы и с небольших столбиков на краю крыши. Внутри ничто не напоминало о былом: вместо иконостаса в алтаре соорудили сцену, развесили плакаты, лозунги и портреты вождей, в том числе над выходом - народного комиссара по военным и морским делам Льва Троцкого.

Окрестные жители долго не могли привыкнуть, что в бывшей церкви находится «революционный красноармейский театр». Подходя к зданию, они по привычке снимали шапки, крестились и шептали: «Спаси, Господи, и помилуй!». Часовня на братской могиле Мироносицкого кладбища На основании решений Псковской городской думы от 11 сентября 1896 года и 10 июня 1897 года на Завеличьи к Мироносицкому кладбищу прирезали две десятины земли. Половину из них отдали для захоронения умерших в губернской земской больнице, а дальнюю, северную часть - под военное кладбище. На нём хоронили скончавшихся в частях гарнизона и в кадетском корпусе. По указу Святейшего Синода от 8 - 25 октября 1914 года для увековечивания памяти воинов, погибших в войну с Германией и Австро-Венгрией, предлагалось устанавливать памятники и мемориальные доски, строить церкви и часовни, а умерших в госпиталях хоронить в одном месте, создавая братские кладбища.

В Пскове разместили много госпиталей. 18 ноября 1914 года городская дума решила устроить такое братское захоронение при Мироносицком военном кладбище, с тем чтобы при нём были памятник, часовня и регистрация умерших. По сообщению «Псковских епархиальных ведомостей», 24 июня 1915 года епископ Евсевий (Евстафий Гроздов, служивший в Пскове с мая 1912 года) «прибыл на кладбище при Мироносицкой церкви и проследовал в Александро-Невскую церковь на военном кладбище. После осмотра храма, святого престола и принадлежностей его Владыка проследовал к месту погребения воинов, почивших в местных госпиталях от ран, полученных ими в настоящую великую отечественную войну.

Здесь среди могил Архипастырь вознес свои молитвы об упокоении героев-воинов. После этого Владыка изволил осмотреть прирезанный с западной стороны к Мироносицкому кладбищу Псковскою городскою думою участок земли для погребения воинов, почивших в настоящую войну». Через две недели, 8 июля, в день Казанской иконы Божией Матери по предложению Святейшего Синода по всей России проводились «всенародные моления о даровании победы над врагами Отечества». В Пскове после окончания литургии народ из всех церквей с духовенством и властями крестным ходом собрался у Троицкой церкви, а оттуда во главе с епископом и великой княгиней Марией Павловной общим крестным ходом вышел на Торговую площадь. Там в присутствии 15 тысяч человек состоялось торжественное молебствие. Затем крестный ход «направился на Завеличье на военно-гарнизонное кладбище, где Архипастырем и духовенством среди могил героев-страдальцев воинов, павших в на­стоящую великую отечественную войну, с поименным их поминовением была совершена великая панихида».

После этого «Владыка совершил освящение вновь прирезанного городскою думою к Мироносицкому кладбищу участка земли, предназначенного для погребения героев-воинов». «Псковская жизнь» в хроникёрской заметке отметила, что там уже было 260 могил. Через год вновь заговорили о необходимости расширения Братского кладбища, так как там уже покоилось 800 россиян и 27 пленных. Сюда иногда привозили и тела убитых на фронте, родные которых жили в городе. Во­прос рассматривался на заседании городской думы 18 августа 1916 года.

Остаётся добавить, что грустным воспоминанием об этой часовне на Мироносицком кладбище остался лежать её отброшенный взрывом бетонный купол. Таким образом, в дореволюционные годы псковичи много сделали для прославления глубоко чтимого ими князя Александра Невского. И за последние десятилетия в память о замечательном полководце древней Руси названы улица, переулок и мост через реку Великую, поставлен величественный памятник на горе Соколихе, проводятся праздники в его честь, восстановлен и стал действующим бывший храм Омского полка, при нём устроена православная духовная библиотека. Всё это требует ещё одного, самостоятельного и не менее обстоятельного повествования.

Н.Ф.Левин

Категория: Мои статьи | Добавил: Лединита (18.08.2017)
Просмотров: 97 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]