Главная » Статьи » Мои статьи

Пушкинские (Святые ) Горы – объект культурного наследия.

Михайловская Пушкиниана. Вып. 56 (2012 г.)

Игорь Лагунин

Поселение Святые Горы – неотъемлемая часть Пушкинских мест Псковского края.

Пушкинские (Святые ) Горы – объект культурного наследия.

Святогорский Свято-Успенский монастырь (1937 г.) Из фото коллекции ЦГАКФФД

В состав Государственного музея-заповедника А.С. Пушкина «Михайловское» входят некрополь Ганнибалов – Пушкиных и могила поэта в Святогорском Свято-Успенском монастыре. Изучение монастырской слободы Тоболенец, посада Святые Горы имеет большое значение для охраны сего исторического места.

Население современного поселка Пушкинские Горы составляло 5900 человек по данным 2007 г. Сейчас немного больше.

Застройка поселка – объект пристального наблюдения архитекторов-градостроителей областного центра. В проекте планирования районного центра администрации 1950-х гг. – нач. 1960-х гг. архитектор Э.П. Штольцер предположил развивать общественно-административный и жилой центр вне исторической части поселка, к востоку от Святогорского монастыря. Это позволило сохранить изначальную планировку Святогорского монастыря XV- нач.XX вв. в исторической первозданной чистоте. Был также сохранен уникальный рельеф и ландшафтные характеристики местности (что ныне уже нарушено строящейся несколько лет гостиницей при монастыре).

Восстановление Святогорского монастыря с могилой А.С. Пушкина велось с 1947 г. (Проект восстановления архитектора-реставратора Рожнова).

Архитектурная доминанта поселка пушкинские Горы – это Святогорский монастырь с могилой А.С. Пушкина, и зона его визуального восприятия очень важна как главного исторического и духовного центра Святогорья.

Сохранились довоенные постройки в поселке на ул. Лесной и др. улицах.

Строения в старом поселке построены в стиле Сталинской эпохи неоклассицизма и органично вписались в ландшафт.

Памятник А.С. Пушкину, стоящий почти на месте прежней Анастасиевской часовни, исполнен скульптором Е.С. Белашовой. В поселке несколько памятных бюстов А.С. Пушкина из них два (скульптор П.А. Гинзбург) у Дома культуры и у школы-гимназии (скульптор М.К. Аникушин)

 

Святогорский Свято-Успенский монастырь – место новообразуемого протогорода. В XVI столетии сложился уже монастырь в связи с чудесным явлением Святогорских икон.

В 1566 сообщается в Псковских летописях: «Того же лета явися в Вороничащине на Синичьих горах на городищи святыя иконы…»

И это начальная дата нового поселения. По мнению краеведа М.Е. Васильева: « по ряду признаков, присущих крепостям раннего доогнестрельного периода на Синичьей горе стоял укрепленный городок в XI в. и служил местом убежища для жителей окрестных селений. К остаткам искусственных укреплений городка, сохранившихся до нашего времени, относится традиционная дорога, которая с постройкой Святогорского монастыря стала лестницей к Успенскому собору. Возможно, городок носил название Тоболенец, как и озерко неподалеку…»

Укрепленный городок датируется X-XII вв. – подготавливал почву для будущего псковского пригорода Воронича, который был несколько раз истребляем врагами Руси. Нужно серьезное археологическое обследование.

Царь Иоанн Гразный в юности посещал эти места и, возможно, имел представление об укрепленной самой природой и людьми месте, на котором можно было бы выстроить монастырь в тяжкие годы Ливонской войны. Но эта война подорвала благосостояние этих мест.

Явление Святогорских икон Богородицы «Умиление» и «Одигитрия» и чудеса. С ними связанные, подвергались специальной государевой экспертизе. Специальная государева комиссия эти чудеса подтвердила.

В 1567 году по Указу Иоанна Грозного неподалеку от административного центра уезда г. Воронича был основан Свято-Успенский Святогорский монастырь и выстроен каменный собор во имя Успения Богородицы, возглавивший монастырь и поселение Тоболенец. Монастырь, выстроенный в старых псковских традициях, стал одним ихз последних образцов псковской архитектурной школы XIV - XVI вв. Тогда же и были выстроены и Анастасиевские врата с каменной привратной сторожкой.

Монастырская слобода Тоболенец при большой Государевой дороге – Литовском пути из Москвы и Новгорода через Воронич – не получила значительного развития в силу военных бедствий. В 1581-1582 гг. Воронич и уезд были полностью разорены поляками, войсками Стефана Батория. Не пощадили захватчики и монастыри. Но Святогорский монастырь на Синичьей горе чудом сохранился, т.к. стоял среди лесов и чащоб.

Монастырская слобода Тоболенец прославилась своими ярмарками.

Монастырский период продлится до 1899 г. – года празднования юбилея 100-летия со дня рождения А.С. Пушкина. …

На западном склоне монастырской святой горы располагалось кладбище. Сохранились каменные кресты… Многие из них – более древних захоронений XVI-XVII вв.

По всей видимости был выстроен и комплекс деревянных монастырских строений, ныне не сохранившихся. Ограда – чуть позже.

Для постройки келий, монастырских служб и скотного двора осваивалась подошва Святой Синичьей горы и юго-западная терраса монастырского холма. Северо-восточные склоны холма были круты.

Вдоль северного склона над оврагом прошла трасса Литовского пути в сторону Тимофеевой горки – места уединения блаженного отрока Тимофея, которому явилась на Синичьей горе чудотворная икона Богородицы «Одигитрия». Очевидно, это место с самого начала было отмечено придорожный крестом и часовней.

Храм во имя иконы Богородицы «Казанская», часовня Покрова Богородицы на Тимофеевой горке в память чуда на Синичьей горе, слободское кладбище и фрагмент традиционной застройки вдоль старого пути – свидетели начальной истории поселения и святой обители.

Существующий деревянный храм возведен в 1765 году на начальном градостроительной этапе. В 1877 году перестраивался.

Направление ул. Лесной в сторону Тимофеевой горки устойчиво сохраняет фрагмент градостроительной архитектуры монастырского периода и старой традиции. Этот фрагмент какое-то время сохранялся и после ВОВ: в одном из частных домов размещалось первое послевоенное административное управление.

В др. сторону старая литовская дорога протянулась мимо стен Святогорского монастыря на юго-запад в сторону г. Опочки. Под склоном холма она имела ответвление на юго-восток, к первоначальным Анастасиевским вратам с каменной сторожкой. Эти ворота были обращены к центру округи – пригороду Вороничу.

Посвящение св. Анастасии нередко связаны в Псковском крае с дорогами. Эта святая – покровительница льноводства, а лён купцы везли на продажу далеко за границу. Не случайно св. Анастасия дала название и первым вратам обители святой.

Литовский путь проходил мимо будущих главных св. (Пятницких) врат, которые выходили от нижнего жилого и хозяйственного монастырского двора и приобрели постепенно главное значение по мере строительства монастырского ансамбля и развития слободы Тоболенец.

Новый градостроительный этап начался в период секуляризации земель Екатериной II, церковных и монастырских владений, что не могло не сказаться на градостроительной ситуации. Соподчиненность поселений – монастырского и слободского ослабела. Слобода теперь не зависела от монастырского землевладения, но, возможно это землевладение было достаточно обширным, чтобы охватить всю рассматриваемую территорию, и сохраняло свое значение во все периоды.

Успенский храм получил каменные приделы: южный, в котором отпевали А.С. Пушкина, во имя иконы Богородицы «Одигитрия», и северный, во имя Покрова Богородицы.

В первой трети XIX в. над западным притвором была сооружена трехъярусная колокольня с высоким шпилем, господствующим над округой.

Немало причастен к этому (строительству колокольни) и архиепископ псковский Евгений (Болховитинов), который, как первый краевед, собрал материалы и написал книгу «Историю княжества Псковского», которую он издал в Киеве в год смерти А.С. Пушкина, когда был уже митрополитом Киевским.

 

 

Продолжение следует...

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лединита (06.10.2019)
Просмотров: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]