Главная » Статьи » Мои статьи

Спасо-Елеазаровский монастырь близ Пскова

Елизарово.

Монастырь основан в 1425 году пострижеником Снетогорского Рождества Богородицы монастыря св. прп.Евфросином, в миру Елеазаром.

Родился Елеазар в 1386 году в местечке Виделебье. С юности он подвязался иноком в Снетогорском монастыре и, по благословению духовных отцов, удалился в пустынь, в безлюдные густые Гдовские леса. Поселился он на высоком холме у Толвского озера. Вскоре вокруг подвижника стали собираться ученики, в том числе и четверо его родных братьев. Здесь были построены кельи и деревянная церковь Трех Святителей. Святой преподобный Евфросин глубоко изучил  православную литургическую практику, для этого он даже  ходил в Византию, к патриарху Константинопольскому Геннадию. В дар от патриарха он получил драгоценную икону Пресвятой богородицы «Цареградская», которую принес в родную обитель. Встречать икону с крестным ходом вышла вся братия монастыря., и на месте встречи забил святой источник, который существует и поныне.

В память встречи Цареградской иконы Богородицы монастырь стали называть Сретенским. Сто лет спустя шведы, разорившие святую обитель, увезли с собой чудотворную икону, но корабль их затонул, а икона лежит на дне Чудско-Псковского озера.

Святой пр. Евфросил сподобился видения трех вселенских учителей: св.Василия Великого, св.Григория Богослова и св. Иоанна Златоуста, явившихся ему во сне и указавших место для сооружения храма в удалении от монастырских келий. Храм был построен и освящен в честь великих святителей Константинопольских, а монастырь стал называться Трехвятительским. До конца своих дней св. прп. Евфросин оставался простым монахом, не приняв на себя ни священнического сана, ни игуменской власти в основанным им монастыре, однако по праву его называют начальником псковского монашеского пустынножительства, т.к. его учениками стали такие известные псковские святые как Савва Крыпецкий, св. пр. Досифей Верхнеостровский, св.прп. Илларион Гдовский и Псково-Езерский чудотворец, св. прп.Онуфрий Мальский, св. пр.Иоаким Опочецкий, св. прп. Харитон Кудинский, основатель и игумен монастыря на озере Кудине близ Торопца, местнопочитаемые родные братья из Пскова – святые игумены Спасо-Елеазаровского монастыря – Игнатий, Харлампий и Памфил. Учеником св. прп. Евфросина был и прп. Серапион Псковский, уроженец г. Юрьева (Дерпт, Тарту), проживший рядом со своим учителем в безмолвии и послушании долгие годы. Монастырь отличался строжайшим уставом. Монахов Елизаровского монастыря называли «железными». Св.прп. Евфросин перед своей кончиной (15 мая 1481 г.) принял Великую схиму с именем Елеазар. Он погребен у стен построенного им собора Трех Великих Святителей рядом со своим учеником, св. прп. Серапионом. Канонизирован как общечтимый святой в 1551 году.

По упразднении в 1766 году Спасо-Великопустынского монастыря братство его причислили к Елеазаровской обители и перенесли оттуда чудотворную икону Иисуса Христа «Спас». С тех пор обитель стала называться Спасо-Елеазаровской.

Икона Иисуса Христа «Спас Елеазаровский»

Икона Спасителя Христа Вседержителя, известная под именем «Спас Елеазаровский» на протяжении многих веков являлась одной из главных святынь Велико-Пустыннского, а затем Спасо-Елеазаровского монастыря. По преданию она  явилась в 1352 году на месте Велико-Пустынского Преображенского монастыря, что дало основание её датировки серед. XIV в.

Небольшой размер доски (46 х 31,5 см.), несколько уменьшенный за счет стесывания полей по всему периметру примерно на 1,5 см., явно индивидуальный выбор иконографического извода указывают на то, что это келейный образ – личное моление, первоначально находившийся в домовой молельне или монастырской келье., либо предназначавшийся для вклада в храм как молитва о здравии или же за упокой души..

Изображение Спасителя отличают погрудный а не поясной срез, редко встречающийся в русской иконе первой половины XIV в., жест именословного благословения, особая форма гиматия с перевязью и небольшой размер евангельского кодекса.

Подобный тип чтимых келейных икон известен на Руси с глубокой древности, в этом смысле «Спас Елеазаровский» может быть поставлен в один ряд с такими, например, иконами первой трети XIII в., как «Спас Златые Власа» в Успенском соборе Московского кремля и «Спас» из Успенского собора г.Ярославля, хранящийся в Ярославском художественном музее. Нет сомнения, что икона «Спаса» появилась задолго до того, как св.прп. Евфросин основал свою обитель. Иконография, типология и стиль её живописи позволяют определить границы датировки второй четвертью XIV в.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Лифшиц, Л.И.
   Иконописание во Пскове от первой четверти до второй половины XIV века / Л. И. Лифшиц
// Лифшиц Л.И. Очерки истории живописи древнего Пскова. Середина XIII-начало XV века. - М., 2004. - С. 275-334. - Библиогр. в подстроч. примеч.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лединита (22.11.2015)
Просмотров: 980 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]