Главная » Статьи » Мои статьи

Святогоры Псковские. Советский период

Заметки паломника.

В Псковском крае многих паломников Пушкиногорья притягивает не только Пушкинский заповедник, но и Святогорская Успенская обитель.

Благодать Божия, которая пребывает на месте сем уже более 450 лет, особо ощутима всеми – и паломниками и туристами, которые всегда посещают могилу А.С. Пушкина в Святогорском монастыре.

Все, кто бывают в Святых горах, подспудно замечают своеобразие климата этих мест, какую-то радость непроходимую и душевную свободу. Историк К.М. Плоткин писал: «Даже на древней Псковской земле немного мест с такой концентрацией «русского духа» как в Святогорах».

Но Святогорский монастырь не всегда был столь привлекателен для православных паломников, как в наши дни. Бывали и иные времена, когда святая обитель  претерпела и немало гонений в разные годы своего существования. Один из этих страшных периодов: советский (с 1922 по 1992 г.)

Святогорский Свято-Успенский монастырь был упразднён комиссией по ликвидации монастыря  12 июня 1924 года.

Очень подробно было описано имущество монастыря и Успенского собора. Чуть ранее, в 1918 году, монастырь избежал своего закрытия, т.к. был переименован в артель и закрепил за собой 15 десятин земли, весь инвентарь.

Кроме того местное население прекрасно понимало, что поборы Советской власти, предъявляемые монахам, идут вовсе не в пользу голодающим, а на войну Советской России с Эстонией, и не позволяло властям закрывать Святогорский монастырь, выступая в его защиту.

Монастырская изба-читальня, находившаяся напротив Пятницких монастырских врат, стала библиотекой общего пользования, но из её фонда не были первоначально изъяты книги духовно-нравственного содержания, что вызывало немало притязаний  Советов к этой библиотеке. Затем, в 1930-е гг., это здание занял райвоенкомат.

На территории Святогорского монастыря, в церкви святителя Николая чудотворца, был устроен поселковый дом культуры. В нем часто показывали немое кино. Электричества в поселке еще не было, и для демонстрации кинофильмов использовали динамо-машину, которая вырабатывала электроток.

В двухэтажном здании келейного корпуса в 1930-е гг. разместился Пушкиногорский исполком райсовета и райком ВКК(б). К этому зданию была пристроена деревянная «Аптека».

В восточной части, на монастырском дворе, в двухэтажных деревянных домах размещались редакция газеты «Пушкинский колхозник» и типография, там же находилась и школа крестьянской молодежи.

В братском корпусе, уже позднее, стал работать хлебозавод. Западная часть территории монастыря использовалась под склады Пушкиногорского сельпо.

Колокольня Святогорского Успенского монастыря.

Высота соборной колокольни Успенского храма - 37 м.

Строительство колокольни началось еще в XVIII в., но завершилось только в 1821 г., при игумене Ионе.  

Монастырские колокола находятся на четырехъярусной колокольне Успенского собора с карнизами, крышей и высоким шпилем, увенчанным крестом.

 Вход на колокольню расположен с западной стороны, через деревянные двери на железных кованых петлях, подъём осуществляется по трём деревянным лестницам. Один ярус окон колокольни заложен кирпичом. Когда-то там находились башенные часы, от которых остались лишь незначительные следы. Выше, где висят на ушках колокола, колокольня имеет помост к звоннице: вспоможение для её обслуживания.

Колокола бережно хранились директором Пушкинского заповедника, С.С. Гейченко, и потому не были отправлены в 1980-е гг. в Москву.(Среди них есть и немецкие экземпляры(?) - большой колокол).

Всего колоколов 14, подобранных под тон. Из них с надписями – 8. Самый большой – 151 пуд. Его звон был далеко слышен за приделами Святых гор, он имеет в составе сплава немалую долю серебра. Надпись на нём сл. содержания: «В Святогорский монастырьПречистыя Богоматери честнаго Ея Умиления тщанием тоя обители игумена Иннокентия. Весу в нем 151 пуд 100 фунтов. Лит на заводе московского купца Данилы Тюленева». Предание рассказывает, что монастырь заказал московскому купцу Тюленеву большой Успенский колокол, и во время его отливки случилась неожиданная проверка, и мастерам, утаивающим излишки серебра, пришлось их слить воедино в сплав. Поэтому колокол получил в своем составе немалую долю серебра, отчего его звучание явилось очень мелодичным и богатым голосом. По другим предположениям в сплав было добавлено немало монет чистого серебра, пожертвованных паломниками-богомольцами Святогорскому монастырю. Так или иначе монастырь обрел красивейший по звучанию колокол, известный в прежние времена на всем северо-западе Руси. Сейчас этот колокол разбит. Он пострадал в годы ВОВ, при взрыве Святогорской колокольни. Его уцелевшее основание экспонируется у подножья Святой горы при входе в монастырь через Анастасьевские ворота. В народе этот колокол нарекли Горюном.

В войну много колоколов было похищено. Некоторые из них монахиням удалось утаить и спасти от вывоза в Германию. От прежней звонницы сейчас остаются только 4 небольших колокола и 1 большой, разбитый.

 

*Опись колоколов, находящихся в Святогорском монастыре (от 18 мая 1926 г.)

  1. Колокол большой, вес 151 пуд 10 фунтов;
  2. Колокол средний, около 50 пудов;
  3. Колокол (разбитый) 15 пудов;
  4. Колокол в 10 пудов 12 фунтов;
  5. Колокол около 6 пудов;
  6. Колокол в 40 пудов 12 фунтов;
  7. Колокол в 22 пуда;
  8. Колокол в 4 пуда 13 фунтов
  9. 5 колоколов разного веса от 5 пудов до 20 фунтов;

Итого 13 колоколов.

7 штук колоколов стоят на учете Губмузея.

*ГАПО, ф.Р-280, оп.1, д.87, л.69 (Рукописный подлинник)

 

Судьба одного, находящихся ныне на Святогорской колокольне, колокола очень примечательна. Это центральный большой колокол. Он попал в Святогоры из Германии. Трофейный этот колокол наглядел прежний хранитель и директор Пушкинского заповедника Семён Степанович Гейченко на одном военном ленинградском аэродроме, находящимся в п. Сиверская. Он там был уже не нужен и никак не использовался. Передача  этого колокола Святогоскому монастырю Пушкинского заповедника состоялась в конце 1970-х гг. Использовался он только 2 раза в год – на день рождения и день смерти Александра Сергеевича Пушкина, в остальные дни ударять в колокол советскими властями было запрещено. Но и это обстоятельство очень радовало С.С. Гейченко, собирателя русских колоколов, искусствоведа по своему первоначальному высшему образованию, ученика известного архитектора и реставратора К.К. Романова, реконструировавшего в 1930-е гг. Пушкинский уголок «Михайловское».

Самое замечательное в этой истории это то, что колокол был отлит в Германии в 1899 г., в год 100-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина! Надпись на нём на немецком языке гласит: «Стоять при молитве».

До Великой Отечественной войны на Успенском соборе Святогорского монастыря были кресты. Купол и колокольня тогда были окрашены в голубой цвет с золотыми звёздами. Смотрелось очень красиво.

Когда делался опрос Пушкиногорских старожилов в 1990-е гг., то одна из жительниц поселка, Елена Ивановна Иванова вспоминала, что на территории монастыря в 1930 гг. располагалось здание деревянной школы, в которой она жила с семьей. В школе было 8 классов. Раньше это здание было келейным корпусом при  монастыре, затем сделали его перепланировку, сделали просторные классы, оставив несколько комнат для преподавателей. Там они и жили. Когда наступали немцы – школу кто-то поджог. Учителя даже не успели забрать свои вещи.

В основном братском корпусе была пекарня (в его левом крыле).

За монастырским корпусом в монастырских хлевах стояли коровы, принадлежащие школе.

У Анастасьевских врат было еще 2 здания. В них располагалось издательство с типографией и редакцией. Когда рассказчица, Елена Ивановна Иванова, была маленькой она ходила с родителями на богослужение в Никольский храм. Там был большой хор. В нем пели Карузина, Анна Шамина, Ольга Бычкова и др.

Еще до 1939 года сохранялся прекрасный монастырский сад. В нем произрастали такие плодовые деревья как яблони, груши, вишни и сливы. Из яблонь: белый налив, грушевка, розовка и др. Ягодных кустарников не было.

Петрова Мария Федоровна вспоминает: в 1944 г. в Успенском соборе был алтарь, слаженный наспех из горбыля. Висели иконы. В пределах все было вскопано.

При отступлении фашистские оккупанты взорвали колокольню. За дорогой напротив монастыря стоял бункер. От него прорыли туннель и заложили бомбы. Благодаря советским саперам монастырь не взорвался.. .

Всего было заложено… мин и снарядов, которые удалось обезвредить.

В 1949 г. организовался Пушкинский музей-заповедник. Мария Федоровна работала при Святогорском монастыре смотрителем. Жила в сторожке с семьей до 1955 г. Ухаживала за цветами, следила за порядком на всей территории монастыря. Она свидетельствует, что в 1934 году в монастырской гостинице на 1-м этаже располагался ресторан, а на 2-м – райисполком. До войны в Успенском соборе в одном приделе располагалась библиотека, а в другом – солдатские нары. В центре собора был устроен склад, в котором хранили зерно, железо. В Никольской церкви был клуб, в котором демонстрировались немые фильмы.

В августе 1940 г. на территории монастыря была устроена санитарная чистка деревьев. Вырубили старые зараженные деревья, обрезали мертвые сучья с деревьев. И все же работа была сделана неудовлетворительно, по заключению профессора Шиперовича от 26 августа 1940 г.

 

До 1935 года существовал приход Пятницкой церкви, но позднее все служители церкви были арестованы, кресты с куполов  сняты. Все убранство Успенского собора и Никольского храма было разорено и большею частью уничтожено. При входе в Никольскую церковь разместили табличку: «Районный дом культуры». К тому времени Никольский храм стал окончательно кинотеатром, вплоть до его уничтожения при арт.обстреле.

В центральной части храма св. вмч. Параскевы разместилась сцена и зрительный зал, в правом приделе – библиотека, в левом приделе – отделы кружковой работы, в том числе и струнный оркестр, который насчитывал в своем составе 20 человек. Струнным оркестром руководил Геннадий Цесарский, а духовым оркестром – Степан Петрович Кошелев, начальник пожарной части. Был еще и физкультурный кружок, драмкружок, хоровая студия, кружок рукоделия. Директором районного дома культуры был Павел Орлов.

 После закрытия Святогорского Успенского монастыря у ближайшей с ним церкви Казанской иконы Богородицы появилась община монахинь, прибывшая из закрытой обители под Псковом, возможно, из Елеазаровского Спасского монастыря. Одна из монахинь, матушка Прасковья с сестрой Александрой, жили в землянке, которую сами ископали с юго-западной стороны от церкви. Следы её можно увидеть и поныне. Матушки жили в ней несколько лет. Службы в Казанской церкви правились ежедневно, горела неугасимая лампада. Монахини жили по монастырскому уставу. Кормились на подаяние христиан-паломников и прихожан. Кто-то жил в домиках-мазанках. Жилища их были покрыты дранкой и щепой. В то время большинство жителей Пушкинских гор  крыли свои крыши соломой, которая часто горела. Кровля на домах матушек казалась людям невиданным изыском, многие завидовали.

В 1933 году Казанская церковь сгорела, но за 4 месяца была восстановлена священником и матушками полностью.

В 1937 году тройка УНКВД Калининской области предъявила монахиням обвинение в содержании подпольного монастыря, т.к. после закрытия Святогорского монастыря многие иконы из него были перенесены для молитвы в Казанскую церковь. У многих сложилось мнение, что община при Казанской церкви – приемник Святогорского монастыря. Так в 1937 г. 5 декабря был арестован священник Казанского храма о. Иоанн Савицкий и приговорен «тройкой» НКВД к 8 годам лагерей. Так батюшка и пропал в Сталинских лагерях в безызвестности.

Аналогично поступили и с вторым заштатным священником этой церкви, Петром Васильевичем Чистовским. Его «тройка» НКВД приговорила к 10 годам лагерей, не смотря на его престарелый возраст. Поплатился батюшка за то, что «высказывал пораженческие взгляды о войне в Испании», собственно, о фашизме и неминуемой войне с Советским государством.

После ареста 2-х священников общину монахинь ликвидировали, а многих матушек подвергли репрессиям.

О. Михаил Успенский, который был парализован, духовно окормлял многих людей и паломников, к нему приходящих. Давал советы и благословлял всех, кто приходил в Казанский храм.

Только в год 200-летия рождения А.С. Пушкина пересмотрели дела двух священников Казанского храма и они были реабилитированы прокуратурой Псковской области.

В 1992 году, во время передачи Святогорского Успенского монастыря РПЦ, сотрудники музея-заповедника А.С. Пушкина, заручившись большим списком подписей, оставили братский корпус с арочным проемом в ведении музея. Братии пришлось ютится в доме наместника монастыря, где не было даже водопровода. Музейщики мотивировали это тем, что за памятником архитектуры XVII в. Успенским собором и могилой Александра Сергеевича Пушкина необходимо вести наблюдения. Экскурсоводы, как и прежде, проводили экскурсии по монастырю. Игумену Сергию и монахам Святогорского монастыря пришлось обратиться с прошением о передаче Братского корпуса в распоряжение монастыря к главе Администрации Псковской области В.Н. Туманову. Обращение игумена и братии было рассмотрено положительно. Вскоре Государственный музей-заповедник А.С. Пушкина освободил все помещения на территории Святогорского монастыря.

Отношения Святогорского монастыря и Пушкинского музея-заповедника складывались очень сложно. Многие из сотрудников музея считали, что монастырь «затормозил выполнение их просветительской деятельности». Что удивительно, один из сотрудников Псковского музея-заповедника, архитектор-реставратор и фотограф Б.С. Скобельцын открыто выступал против передачи Святогорского монастыря Русской православной церкви, что отражено в периодической печати и воспоминаниях сотрудников музея-заповедника. Но постепенно эти сложные отношения умирились.

Сейчас братия Святогорского монастыря живет в двухэтажном доме наместника и в новом корпусе, построенном в 2013 г. вскоре после пожара прежнего здания. На первом этаже несколько келий для паломников, ризница и хоз. блок, на втором – келии монахов.

Во Братском корпусе с арочным проемом и мансардой-фонарем на первом этаже – трапезная и хозяйственный блок, на втором, в мансарде – монастырская библиотека. Для библиотеки часть книг, в советское время, сохранила Казанская церковь. В 1992 году книги были переданы монастырю.

Древняя монашеская обитель постепенно возвратилась к жизни!

На улице Лесной.

Маленькая тенистая улочка п.Пушкинские Горы, которая носит название Лесная, еще помнит события довоенной поры. До Великой Отечественной войны улицу Лесную называли Тимофеевской. Ранее она называлась Монастырской. Скорее всего, на ней когда-то проживали монастырские дворовые люди. В Клировых ведомостях Святогорского монастыря значится сл. запись: «В 20 саженях от церкви были восемь дворов служителей монастыря». Эта улица протянулась между двумя святыми холмами: Святой Тимофеевой горкой и Святой Синичьей горой, где расположен Успенский Святогорский монастырь. На Тимофеевой горке стоит часовня во имя Покрова Богородицы и церковь во имя иконы Богородицы «Казанская», построенная в 1765 г. на средства помещика Григория Ивановича Коновницына.

На улице Лесной сохранялся до февраля 2014 г. дом №18, где проживала матушка Евлампия, игуменья женской монашеской общины. Сейчас дом этот снесен, остался только фундамент. Дугой дом-мазанка был уничтожен пожаром весной 2013 г.

В конце улицы разместился стадион, который был сооружен еще до Великой Отечественной войны, в 1936 г. В Советское довоенное и послевоенное время на стадионе располагались две вышки, с которых можно было совершать прыжки с парашютом. На старых фотографиях эти вышки видны.

Святой источник, известный на всю округу, был тщательно засыпан гравием и грунтом, но ложбинка все равно остается и вода весной в этом месте образует небольшую лужицу.

Наш домик-мазанка на ул. Лесной, 9, который принадлежал когда-то священнику, служившему до 2001 г. в Казанской церкви, о.Александру Балышу, построен в 1939 г. Был  покрыт дранкой, позднее – шифером. Он является единственной уцелевшей довоенной постройкой, т.к. остальные дома сгорели или снесены и перестроены. Домик мемориальный, в нем жили и матушки в годы войны, поэтому перестраивать его недопустимо, нужна только реставрация, укрепление полов и фундамента, ремонт кровли.

В дальнейшем, в этом мемориальном доме будет организован музей улицы Лесной.

 

Варвара Воскресенская (Лединина Т.Г.)

 

Библиография

Статьи.

Степанова, Т.
   К истории Святогорского монастыря  / Т.Степанова
// Пушкинский край (Пушкиногорский р-он). - 1993. – 9 февраля– С.5.

Балыш, Александр, иерей.
   Свято-Казанский храм  / А. Балыш
// Пушкинский край (Пушкиногорский р-он). - 1998. – 11 августа– С.4.

Панчишин И..
Разгром «подпольного монастыря  / И.Панчишин, А.Пузанов
// Новости Пскова. - 1999. – 7 апреля– С.7.

"Святогорский монастырь ликвидирован...": свидетельствуют документы / подборка и публикация Е.М. Канцельсон
// Псков. - 2001. - № 14. - С. 171-177.

Юркив, Н.
   Библиотека – просветительский центр  / Н. Юркив
// Пушкинский край (Пушкиногорский р-он). - 2005. – 27 мая (№ 41). – С.2.

Иванова, В.
   «Мы въезжаем в монастырскую слободу…»  / В. Иванова
// Пушкинский край (Пушкиногорский р-он). - 2007. – 31 июля (№ 61). - С.2.

Иванова, В.
   «Мы въезжаем в монастырскую слободу…»  / В. Иванова
// Пушкинский край (Пушкиногорский р-он). - 2007. – 31 июля (№ 62-63). – С.8.

Малиновский, А.
Довоенные Пушкинские горы / А.Малиновский
// Пушкинский край (Пушкиногорский р-он). - 2007. – 3 августа (№№ 62-63 ). - С.5.

Иванова, В.
   «Мы въезжаем в монастырскую слободу…»  / В. Иванова
// Пушкинский край (Пушкиногорский р-он). - 2007. – 14 августа (№ 66). – С.4.

Хмелева, Е.
   Лесная улица  / Е. Хмелева
// Пушкинский край (Пушкиногорский р-он). - 2013. – 21 июня (№ 51). – С.6.

 

ФОТОМАТЕРИАЛЫ:

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лединита (22.11.2015)
Просмотров: 2595 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]